Государственное управление в Нидерландах

Государственное управление в Нидерландах

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристика Нидерландов как объекта государственного управления

Государственное управление в Нидерландах определяется особенностями государственного устройства страны, в которой существует конституционная монархия, сочетающаяся с парламентской системой управления. Основы государственного управления Нидерландов составляет Конституция, принятая в 1983 году.

Административно-территориальное деление страны включает 12 провинций, разделенных, в свою очередь, на 635 коммун.

Столицей Нидерландов является Амстердам, однако органы государственного управления находятся в Гааге, это касается Правительства, Парламента, иностранных представительств.

Нидерланды отличаются идеями либерализма, реализацией принципов тэтчеризма и рейгановской экономики. Это государство одним из первых отменило смертную казнь, реализовало либеральную политику в сфере борьбы с наркотиками. С 2001 года в Нидерландах разрешена эвтаназия. На внешней арене Нидерланды традиционно выступают в качестве торговой нации, стремящейся поддерживать дружественные отношения с множеством стран. Нидерланды выступили в качестве одного из основателей Европейского Союза, в настоящее время стремятся к расширению его границ.

Помощь со студенческой работой на тему
Государственное управление в Нидерландах

В международной политике Нидерланды также руководствуются либеральными ценностями.

Армия Нидерландов состоит из военно-морского флота, воздушных вооруженных сил, сухопутной армии. Служба в армии осуществляется по контракту.

Особенности государственного управления Нидерландов

Изначально принятая в 1815 году Конституция Нидерландов предоставляла основную власть монарху, но наделяла законодательными полномочиями Парламент. Действовавшая затем Конституция была принята в 1848 году. Эта Конституция являлась следствием «мирной революции», резко ограничивавшей власть монарха и передавшей исполнительную власть Правительству. С этого момента избрание парламента осуществлялась на прямых выборах, и он наделялся большим влиянием в решении правительственных вопросов. Нидерланды являются первой страной Европы, перешедшей от абсолютной монархии к монархии конституционной и парламентской демократии. Действующая в настоящее время Конституция была принята в 1983 году и стала гарантом не только политических, но и социальных прав граждан.

Согласно Конституции законодательная власть в Нидерландах осуществляется совместно монархом и парламентом, именуемым Генеральными штатами. Монарх осуществляет назначение главы исполнительной власти, в качестве которого выступает премьер-министр. Премьер-министром назначается лидер партии, имеющей большинство мест в Парламенте. Остальные члены Правительства назначаются по представлению премьер-министра. Также в обязанности премьер-министра входит принятие отставки правительства, открытие ежегодных парламентских сессии, назначение высших должностных лиц регионального и муниципального управления.

Монарх выполняет обязанности главы Государственного совета, представляющего собой орган консультативного назначения, выполняющий рекомендательные функции при Правительстве в отношении административных вопросов и законодательства.

Конституция страны накладывает ограничения на права монархии. Например, монарх может распустить Парламент только в том случае, если Парламент согласиться с таким решением. Именно Парламент страны определяет действия монарха во внешней политике, в частности по таким вопросам как заключение международных договоров, объявление войны и так далее.

Парламент Нидерландов включает в себя две палаты – первую и вторую.

Законодательная инициатива находится в ведении второй палаты. В состав второй палаты входит 150 членов. Членом второй палаты может стать любой гражданин Нидерландов, достигший возраста восемнадцати лет. Избрание депутатов второй палаты осуществляется на основе мажоритарной системы в рамках прямого, всеобщего, равного и тайного голосования. Срок полномочий членов второй палаты составляет четыре года.

Первая палата наделена правом отлагательного вето по отношению к нормативным актам, принятым второй палатой. Первая палата формируется в результате выборов, в которых участвуют парламенты провинций на основе пропорционального представительства. Срок представительства составляет четыре года. В составе второй палаты находится 75 депутатов.

Осуществление исполнительной власти возложено на кабинет, возглавляемый премьер-министром, формирующим правительство, руководящим его деятельностью и несущим за неё ответственность. Премьер-министр выступает гарантом выполнения законодательства, отвечает за вопросы обороны государства, является представителем государства на международной арене. Премьер-министр отвечает за свою деятельность перед Парламентом страны. Как правило, срок деятельности кабинета министров составляет четыре года.

На региональном уровне государственное управление реализуется Советом провинций, который избирается на основе принципа пропорционального представительства и осуществляет на подведомственной территории законодательную функцию. Члены Совета провинций формируют на основе выборов Исполнительный комитет. Оба указанных органа возглавляет верховный комиссар провинции. Аналогичным образом государственное управление осуществляется в коммунах.

Политические партии как элемент государственного управления Нидерландами

Высокую значимость для государственного управления Нидерландами имеет партийно-политическая система страны, характеризующаяся стабильностью и высоким уровнем консенсуса. Количество крупных политических партий в стране не превышает двадцати, около половины из них за последние два десятилетия имели представительство в Парламенте. Наибольшее значение в политической жизни страны имеют четыре крупные партии:

  • правоцентристская ХДП,
  • либеральная НПСД,
  • социал-демократическая ПТ,
  • левоцентристская Депутаты-66.

Как правило, в практике государственного управления Нидерландами отсутствует абсолютное парламентское большинство у какой-либо одной партии, как следствие, в стране формируется коалиционное правительство из двух или трех партий. В большинстве случаев интересы партий существенно различаются, однако высокая склонность к консенсусу и всеобщему уважению обеспечивает единую государственную политику.

Государственный строй Нидерландов

Нидерланды являются конституционной парламентской монархией.

Содержание

Конституция

Первая конституция Нидерландов 1815 года наделяла основной властью короля, но давала законодательные полномочия двухпалатному парламенту (Генеральным штатам). Современная конституция страны была принята в 1848 году по инициативе короля Виллема II и известного либерала Йохана Рудольфа Торбеке. Эту конституцию можно считать «мирной революцией», потому что она резко ограничила власть короля и передала исполнительную власть кабинету министров. Парламент отныне избирался на прямых выборах, и он получил большое влияние на решения правительства. Таким образом, Нидерланды стали одной из первых стран в Европе, совершивших переход от абсолютной монархии к конституционной монархии и парламентской демократии.

В 1917 году изменение в конституции дало избирательные права всем мужчинам, достигшим 23 лет; в 1919 году право голоса получили все женщины. С 1971 года право голоса имеют все граждане, достигшие 18 лет. В 1983 была принята новая Конституция, отныне населению гарантировались не только политические, но и социальные права: защита от дискриминации (на основании религии, политических убеждений, расы, пола и другим причинам), запрет на смертную казнь и право на прожиточный минимум. Правительство получило обязанность защищать население от безработицы и охранять окружающую среду. Несколько изменений в конституции после 1983 года отменили службу в армии по призыву и разрешили использовать вооружённые силы для миротворческих операций за границей.

В Конституции (de Grondwet) перечислены гражданские и социальные права жителей государства; также в ней описаны роль и функции институтов, наделённых исполнительной, законодательной и судебной властью. Следует отметить, что Конституция имеет силу лишь на европейской территории королевства Нидерландов. У государства в целом (помимо европейской части, ещё Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен) есть своя Хартия, по которому закреплено федеративное устройство. В Нидерландах нет Конституционного суда, и у судей нет компетенции пересматривать законы. Но международные договоры и Статут Королевства имеют больше силы, поэтому, по условиям, в некоторых случаях закон может быть пересмотрен судьями. Существует следующий порядок принятия конституционных поправок:

  1. Для пересмотра Конституции должен быть принят Акт парламента, в котором указывается необходимость принятия поправки к Конституции в предложенной им редакции.
  2. Вторая палата может разделить представленный законопроект на несколько законопроектов по предложению, внесённому Королем или от имени Короля либо в ином установленном порядке.
  3. Обе палаты Генеральных штатов распускаются после опубликования Акта парламента, указанного в пункте первом.
  4. Вновь избранные палаты рассматривают законопроект о внесении поправки в Конституцию, и законопроект должен быть принят большинством не менее чем в две трети голосов депутатов.
  5. Вторая палата может разделить законопроект о внесении поправки в Конституцию на несколько законопроектов по предложению, внесённому Королем или от имени Короля либо в ином установленном порядке, если решение по этому вопросу выносится большинством не менее чем в две трети голосов депутатов. [1]

Политические институты

Главными политическими институтами являются: монархия, кабинет, Генеральные Штаты (парламент) и судебная система.

Монархия

Монарх Нидерландов официально является главой государства, однако делегирует власть кабинету министров. С 1980 года королевой является Беатрикс из старинной Оранской династии, наследником престола — её сын Виллем-Александр. С 1890 года на престоле находились только женщины. Монарх нередко отрекается от престола в пользу наследника по достижении пожилого возраста, однако Беатрикс (1938 года рождения) пока не собирается этого делать. На практике монарх почти не вмешивается в политическую жизнь, ограничиваясь официальными церемониями, но в то же время имеет определённое влияние на формирование нового кабинета после парламентских выборов и на назначение королевских комиссаров в провинциях.

Законодательная власть

Парламент Нидерландов называется Генеральные штаты состоит из Нижней или Второй палаты (150 мест) и Высшей или Первой палаты (75 мест), которую также называют Сенатом. Обе палаты обсуждают и принимают законопроекты и следят за действиями кабинета. У Второй палаты есть права законодательной инициативы и внесения поправок.

Члены второй палаты избираются поименно прямым голосованием каждые четыре года, поэтому в случае выхода из партии депутат может остаться независимым или примкнуть к другой. Члены Первой палаты избираются непрямым голосованием членами советов провинций каждые четыре года после выборов в советы провинций, который проводятся по пропорциональной системе.

Читайте также  Роль географии в жизни человека

Основными политическими партиями Нидерландов являются Народная партия за свободу и демократию (31 место в нижней палате парламента из 150), Партия труда (30 мест), Партия свободы (22 места), Христианско-демократический призыв (21 место), Социалистическая партия (15 мест), Зелёные (10 мест), Демократы 66 (10 мест).

Исполнительная власть

Исполнительная власть сосредоточена в руках неформального органа — кабинета Нидерландов, состоящего из министров и госсекретарей (министры образуют более узкий конституционный орган — Совет министров Нидерландов). Кабинет обязан согласовывать основные решения с парламентом, и поэтому формируется на основе парламентского большинства. Ни одна партия за последние более чем 100 лет истории Нидерландов не имела большинства в парламенте, поэтому правительства всегда носили коалиционный характер. Премьер-министром с 14 октября 2010 года является лидер «Народной партия за свободу и демократию» — Марк Рютте.

Результаты выборов 2010 года
Партии Лидер Количество голосов места во Второй палате Места в Первой палате
Народная партия за свободу и демократию (VDD) Марк Рютте 1 929 575 31 16
Партия труда (PvdA) Йоб Кохен 1 848 805 30 14
Партия свободы (PVV) Герт Вилдерс 1 454 493 24 10
Христианско-демократический призыв (CDA) Ян Петер Балкененде 1 281 886 21 11
Социалистическая партия (PVV) Эмиль Румер 924 696 15 8
Демократы 66 (D66) Александр Пехтолд 654 167 10 5
Зелёные Левые (GL) Иоланда Сап 628 096 10 5
Христианский Союз (CU) Арие Слоб 305 094 5 2
Реформистская партия (SGP) Кеес ван дер Стай 163 581 2 1
Партия защиты животных (PvdD) Марианне Тиме 122 317 2 1
50PLUS (50+) Ян Найджел 1
Независимая партия Сената (OSF) Киис де Ланге 1
всего (явка 75,4 %) 9 442 977 150 75

Примечания

  1. http://constitution.garant.ru/DOC_3864853.htm#sub_para_N_1800

Ссылки

  • Telegraaf_nl — Nieuws, Sport, Financiën en Showbizz. Tweede Kamer Verkiezingen 2010 (нид.)
  • NOS Dossier — Tweede Kamerverkiezingen 2010 — Overzicht (нид.)
  • Welkom op de verkiezingensite van het Nederlands Dagblad
Нидерланды в темах
История • Вооружённые силы • Наука
Политика Государственный строй • Нидерландская монархия (короли) • Конституция • Государственный совет • Генеральные штаты • Премьер-министр • Внешняя политика
Cимволы Герб • Флаг • Гимн
Экономика Налогообложение • Валюта • Транспорт • Туризм (национальные парки) • Почта (история и марки)
География Столица • Административное деление • Города • Реки • Население (голландцы)
Культура Языки • Образование • Литература • Кинематограф • Музыка • Архитектура • Спорт • Праздники • Кухня • Всемирное наследие
Религия Католицизм • Протестантизм • Другие религии в Нидерландах
Связь Почта • Интернет
Портал «Нидерланды»

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Государственное управление в Нидерландах

«Права человека», «свобода вероисповедания», «консенсус» и многие другие истинно демократические ценности приобретают в Нидерландах максимально концентрированное значение.

Развитие демократии в Нидерландах всегда на пол-шага опережало Европу.

Еще в 1848 году был совершен революционный акт – согласно новой Конституции исполнительная власть монарха во многом делегировалась кабинету министров, законодательные полномочия были переданы двухпалатному парламенту и того ранее – в 1815 году.

Нидерланды стали первой конституционной монархией, отказавшейся от абсолютизма.

Виллем ІІ, восседавший на троне в начале 19-го века, преподал урок самоотречения от власти во благо своего народа. Урок был усвоен и в дальнейшем монархами и парламентариями.

Королева Нидерландов Беатрикс

Третью династию подряд королевская мантия украшает женские плечи. С 1980 года королевский трон Нидерландов принадлежит королеве Беатрикс из династии Оранских-Нассау. Нидерландцы трепетно относятся к монаршей особе.

30 апреля, день восхождения на престол королевы Беатрикс, считается крупнейшим национальным праздником.

Власть монарха в Нидерландах является номинальной, королева исполняет преимущественно представительские функции.

К полномочиям королевы Нидерландов относятся: назначение главы парламента (им становится лидер партии, завоевавшей большинство голосов на выборах);

провозглашение тронной речи, определяющей вектор развития политической жизни Голландии на ближайшие годы;

утверждение законопроектов; консультации с премьер-министром и другими высокопоставленными особами по вопросам экономики и культуры; представительские функции на мировой арене.

Наследником голландского престола является сын королевы Беатрикс — принц Виллем-Александр.

Парламент и кабинет министров, премер-министр Балкененде

Законодательная власть в Нидерландах принадлежит Генеральным штатам (двухпалатному парламенту) и в значительно меньшей степени – правительству.

Первая или верхняя палата парламента состоит из 75 депутатов и избирается на основе пропорционального представительства провинциальными парламентами сроком на шесть лет.

Вторая палата, насчитывающая 150 депутатов, избирается прямым голосованием сроком на четыре года. Вторая палата является более значимой, именно в ее полномочия входит утверждение законопроектов и внесение поправок в конституцию.

Первая палата ратифицирует принятые Второй палатой законопроекты. Любой законопроект должен быть одобрен обеими палатами, после чего он утверждается королевой.

Исполнительная власть Нидерландов находится в ведении кабинета министров. Премьер-министр формирует правительство на основе парламентского большинства.

Практически ни одна партия не имела большинства голосов в парламенте, по этой причине правительство формируется на основе коалиционных соглашений.

Премьер-министр координирует работу правительства, отвечает за обороноспособность, исполняет представительские функции. Правительство Нидерландов состоит из 16 министров, контролирующих исполнение законопроектов и деятельность муниципальных и провинциальных властей.

Действующим премьер-министром Нидерландов является лидер либеральной Народной партии за свободу и демократию – Марк Рютте.

К Высшим коллегиям Нидерландов относится Государственный Совет, Счетная палата и Национальный омбудсман (контролирующий взаимодействие органов власти и граждан государства).
Партийное разнообразие

Разнообразие взглядов нидерландцев представлено множеством политических партий. Низкий избирательный барьер дает возможность многим партиям получить места в парламенте.

Основными партиями Нидерландов является Христианско-демократический призыв, Партия труда, Социалистическая партия, Партия за свободу и демократию. Отличительной чертой партийной системы Нидерландов является высокий уровень консенсуса.

Демократия по-голландски обеспечила гражданам страны тюльпанов и мельниц высочайший уровень жизни. Нидерланды являются либерально-демократическим флагманом Евросоюза.

Государственное устройство и политическая система Нидерландов

Нидерланды — конституционная монархия с парламентской системой управления. Первая Конституция была принята в 1814. Ныне действует Конституция 1983, заменившая Основной закон от 1848.

В административном отношении Нидерланды делятся на 12 провинций, сложившихся исторически, а провинции — на 635 коммун. Официальной столицей считается Амстердам, но правительство, парламент, иностранные представительства имеют постоянную резиденцию в Гааге. Другие крупные города: Роттердам (592 тыс.чел.), Утрехт (233 тыс.), Эйндховен и Тилбург (по 200 тыс.чел.).

В соответствии с Конституцией законодательная власть принадлежит монарху (с 1980 — королева Беатрикс) и парламенту, который носит название Генеральные штаты. Монарх назначает главу исполнительной власти — премьер-министра — лидера партии, получившей большинство мест на парламентских выборах, и по его представлению — других членов кабинета. Он принимает также отставку кабинета, открывает ежегодные парламентские сессии, назначает высших должностных лиц регионального и местного уровней — Верховных комиссаров провинций и бургомистров коммун. Монарх — глава Государственного совета, консультативного органа, дающего кабинету рекомендации по административным вопросам и в области законодательства. Вместе с тем права монарха ограничены Конституцией. Так, правомочие роспуска парламента может быть реализовано только с согласия самого парламента. Он же санкционирует и деятельность монарха во внешнеполитической сфере (объявление войны, заключение договоров).

Парламент состоит из Первой и Второй палат. Правом законодательной инициативы обладает Вторая палата, состоящая из 150 членов. В выборах в неё участвуют все граждане в возрасте от 18 лет. Депутаты избираются на основе мажоритарной системы прямым, всеобщим, равным и тайным голосованием. Срок легислатуры — 4 года. Последние по времени выборы во Вторую палату состоялись в 2003. По их результатам депутатские мандаты распределились так: ХДП 44, ПТ 42, НПСД 28, Социалистическая партия 9, Список Пима Фортёйна (СПФ) 8, «Зелёные» 8, Д-66 6, прочие 5. Председатель Второй палаты избирается на срок легислатуры. С 2003 этот пост занимает Ф. Вейсглас (НПСД).

Первая палата обладает правом отлагательного вето по отношению к законам, принимаемым Второй палатой. Выборы в Первую палату осуществляются парламентами провинций — провинциальными штатами — на основе пропорционального представительства на срок 4 года. В этой палате 75 депутатов. Она имеет следующий состав: ХДП 20 мандатов, НПСД 19, ПТ 15, «Зелёные» 8, Д-66 4, прочие 9.

Исполнительная власть осуществляется кабинетом во главе с премьер-министром, который формирует правительство, руководит его деятельностью и несёт за неё ответственность. Премьер-министр обеспечивает выполнение законов, отвечает за обороноспособность страны, представляет Нидерланды на международной арене. Премьер-министр ответственен перед парламентом. Обычный срок деятельности кабинета — 4 года. С 2003 пост премьер-министра занимает Ян Петер Балкененде (ХДП).

Власть на региональном уровне осуществляется Советом провинции, избираемым на базе пропорционального представительства и осуществляющим в масштабах подведомственной административной территории законодательные функции. Из состава Совета провинции избирается Исполнительный комитет. Во главе обоих этих органов находится Верховный комиссар провинции. По аналогичному принципу организовано управление в коммунах. Представителей муниципальных советов избирают жители прямым голосованием, из их состава выдвигается муниципальный исполнительный комитет. Их возглавляет бургомистр, также назначаемый королевским указом.

Партийно-политическая система Нидерланд характеризуется высокой степенью стабильности и консенсуса. Крупных партий насчитывается 16; 7 из них в последние 20 лет были хотя бы раз представлены в парламенте. Наиболее заметную роль в политической жизни играют 4 партии. Это правоцентристский ХДП (89 000 членов, лидер Я.П.Балкененде), либеральная НПСД (50 000 членов, лидер Г.Залм); социал-демократическая ПТ (58 000 членов, лидер В.Бос), а также принадлежащие к левому центру Демократы-66 (12 500 членов, лидер Т.де Грааф).

Особенность Нидерланд — постоянное отсутствие у какой-либо одной партии абсолютного парламентского большинства, обусловливающее создание коалиционных правительств. Они включают обычно 2, реже 3 партии. Между 1982—2002 у власти находились следующие коалиции: ХДП-НПСД: 1982—86 и 1986—89; ХДП-ПТ 1989—94; ПТ-НПСД-Д-66 1994—98 и 1998—2002; ХДП-НПСД-СПФ 2002—03. Парламентский кризис 2002, вызванный внутренними разногласиями в партии СПФ, обусловил внеочередные парламентские выборы (янв. 2003), в ходе которых СПФ потерпел полное поражение. Коалиционное правительство создано в мае 2003 из представителей ХДП, НПСД и Д-66.

Партии, составляющие коалиции, далеко не всегда близки друг другу по политической ориентации. Но национальная традиция консенсуса, умение уважать разные интересы и увязывать их в переговорном процессе, каким бы трудным он ни был, позволяли создавать устойчивые и работоспособные правительства формально далёким друг от друга демохристианам и социал-демократам и тем более социал-демократам и либералам. На этом традиционно спокойном политическом и социально-экономическом фоне неожиданностью явился быстрый и очевидный успех немногочисленной крайне правой партии СПФ, получившей в марте 2002 более 1/3 мест в муниципальном совете Роттердама и 2 места на выборах в парламент. Основной пункт программы «фортёйновцев» — сокращение иммиграции и борьба с преступностью, по их мнению, тесно связанной с притоком в страну представителей других цивилизаций, которые не могут приспособиться к голландской культурной и экономической реальности.

Как и повсеместно в Западной Европе, в Нидерландах существуют большие сложности адаптации иммигрантов. Но острота этой проблемы и отсутствие должного внимания к ней со стороны традиционных партий — лишь один из факторов протестного голосования, явным выражением которого в 2002 стали победы СПФ. Главную роль здесь, как ни парадоксально, сыграла прочность политического консенсуса: в глазах избирателя традиционные партии с их примерно одинаковыми курсами и отсутствием ярких фигур среди лидеров почти не отличаются друг от друга по идеологии и по социально-экономической практике.

Важный элемент голландской общественной структуры — предпринимательские ассоциации. В Нидерландах их 4; крупнейшая — Союз нидерландских промышленников и работодателей (СНПР), в рамках которого в нач. 1990-х гг. слились светский Союз предпринимателей (СНП) и Объединение христианских предпринимателей Нидерланд (ОХПН). Входящие в СНПР 150 предпринимательских объединений — более 25 тыс. компаний — охватывают практически всю национальную экономику. СНПР находится в центре выработки государственных решений по всем основным вопросам экономической и социальной жизни, непосредственно участвует в заключении коллективных договоров, регулирующих величину и движение заработной платы, что для голландской промышленности, специализированной на трудоёмких отраслях, имеет принципиальное значение. Помимо СНПР, действуют Нидерландская сельскохозяйственная организация (65 тыс.членов), Нидерландское торгово-промышленное сообщество (7 тыс.членов) и Нидерландское объединение производителей электронных и радиотоваров (700 членов).

Ведущую роль в голландском профсоюзном движении играет Объединение нидерландских профсоюзов (ОНП, образовалось в 1975 при слиянии близкой к социал-демократам Федерации нидерландских профсоюзов и ориентированного на демохристиан Нидерландского объединения католических профсоюзов). ОНП — самая большая организация трудящихся, включает 17 ассоциаций, 1,2 млн членов. Второе по значению — Нидерландское национальное объединение профсоюзов, 11 ассоциаций, 359 тыс.членов. Свой профсоюз есть у «белых воротничков» — Организация менеджеров среднего и высшего звена, 150 ассоциаций, 25 тыс.членов.

Консенсус, прагматизм и исключительная терпимость голландцев постоянно проявляются во внутриполитическом курсе голландских правительств, в т.ч. и в последнее двадцатилетие. Нидерланды первыми на континенте восприняли идеи неолиберализма, перешли к практике тэтчеризма и рейганомики. Они также одними из первых отменили смертную казнь, приняли эффективные либеральные законы в области борьбы с наркоманией. В 2001 голландский парламент первым в Европе проголосовал за закон, разрешающий эвтаназию.

Внешняя политика Нидерланд традиционно отражает их интересы как торговой нации. Отсюда — стремление к поддержанию дружественных отношений со всеми странами, которые придерживаются миролюбивой политики и участвуют в мирохозяйственных связях. Нидерланды — одна из стран — основательниц ЕС; Нидерланды неизменно выступают за расширение и углубление процесса европейской интеграции (так, переход к евро поддержали 77% населения — высший показатель в ЕС). Нидерланды проводят активную политику помощи развивающимся странам: на официальную помощь развитию в 2002 было направлено 0,7% ВВП (в среднем по ЕС — 0,33%). В международных экономических организациях Нидерланд — активный сторонник либерализации мировой торговли и инвестиционного процесса. В рамках НАТО Нидерланды следуют в фарватере англо-американского курса, что отразилось, в частности, на их положительном отношении к войне с Ираком (2003).

Вооружённые силы Нидерланд (51,940 тыс. чел.) состоят из сухопутной армии, ВМФ (12,340 тыс. чел.) и ВВС (11,300 тыс. чел.). С 1996 служба осуществляется на контрактной основе. В 1995 были созданы объединённые немецко-голландские ВВС (28 тыс.чел.); в 1996 оперативные соединения Королевского Военно-морского флота были объединены с бельгийскими под общим командованием военно-морского министра Бенилюкса.

Бюджетные затраты на нужды национальной обороны 1,6% ВВП, в т.ч. 48% — затраты на персонал, 25% — на вооружения.

Нидерланды — довольно крупный (по масштабам малой страны) производитель обычных вооружений, которые используются в странах НАТО, а также экспортируются в Латинскую Америку и на Ближний Востоколо Доля Нидерланд в мировой торговле оружием в 1997—2001 составляла в среднем 4,3%.

Нидерланды имеют дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР 10 июля 1942).

Административное и политическое устройство Нидерландов

Нидерланды – конституционная монархия с парламентской системой управления. Первая Конституция была принята в 1814. Ныне действует Конституция 1983, заменившая Основной закон от 1848 года.

В административном отношении Нидерланды делятся на 12 провинций, которые в свою очередь подразделяются на 635 коммун.

В соответствии с Конституцией законодательная власть принадлежит монарху (с 1980 – королева Беатрикс) и парламенту, который называется «Генеральные штаты».

Монарх назначает главу исполнительной власти – премьер-министра – лидера партии, получившей большинство мест на парламентских выборах, и по его представлению – других членов кабинета. Он принимает также отставку кабинета, открывает ежегодные парламентские сессии, назначает высших должностных лиц регионального и местного уровней – Верховных комиссаров провинций и бургомистров коммун. Монарх – глава Государственного совета, консультативного органа, дающего кабинету рекомендации по административным вопросам и в области законодательства. Вместе с тем права монарха ограничены Конституцией.

Так, правомочие роспуска парламента может быть реализовано только с согласия самого парламента. Он же санкционирует и деятельность монарха во внешнеполитической сфере (объявление войны, заключение договоров).

Парламент состоит из Первой и Второй палат. Правом законодательной инициативы обладает Вторая палата, состоящая из 150 членов.

Исполнительная власть осуществляется кабинетом во главе с премьер-министром, который формирует правительство, руководит его деятельностью и несёт за неё ответственность. Премьер-министр обеспечивает выполнение законов, отвечает за обороноспособность страны, представляет Нидерланды на международной арене. Премьер-министр ответственен перед парламентом. Обычный срок деятельности кабинета – 4 года.

Власть на региональном уровне осуществляется Советом провинции, избираемым на базе пропорционального представительства и осуществляющим в масштабах подведомственной административной территории законодательные функции. Из состава Совета провинции избирается Исполнительный комитет. Во главе обоих этих органов находится Верховный комиссар провинции.

Местное самоуправление

По аналогичному принципу организовано управление в коммунах. Представителей муниципальных советов избирают жители прямым голосованием, из их состава выдвигается муниципальный исполнительный комитет. Их возглавляет бургомистр, также назначаемый королевским указом.

Партийно-политическая система

В Нидерландах многопартийная система и круных партий здесь около 16, но наиболее значимую роль играют 4:
— правоцентристский ХДП (89 000 членов, лидер Я.П. Балкененде);
— либеральная НПСД (50 000 членов, лидер Г. Залм);
— социал-демократическая ПТ (58 000 членов, лидер В. Бос);
— Демократы-66 (12 500 членов, лидер Т. де Грааф) — представляют левый центр.

Правительства коалиционные, т.к. ни одна из партий не имеет абсолютного большинства.

Общественный организации

Важный элемент нидерландской общественной структуры – предпринимательские ассоциации. В Нидерландах их 4; крупнейшая – Союз нидерландских промышленников и работодателей (СНПР), в рамках которого в начале 1990-х годов слились светский Союз предпринимателей и Объединение христианских предпринимателей Н.

СНПР находится в центре выработки государственных решений по всем основным вопросам экономической и социальной жизни, непосредственно участвует в заключении коллективных договоров, регулирующих величину и движение заработной платы, что для голландской промышленности, специализированной на трудоёмких отраслях, имеет принципиальное значение.

Помимо СНПР, действуют Нидерландская сельскохозяйственная организация (65 тыс.членов), Нидерландское торгово-промышленное сообщество (7 тыс.членов) и Нидерландское объединение производителей электронных и радиотоваров (700 членов).

Ведущую роль в голландском профсоюзном движении играет Объединение нидерландских профсоюзов. Это самая большая организация трудящихся. Она включает 17 ассоциаций и имеет около 1,2 млн. членов. Второе по значению – Нидерландское национальное объединение профсоюзов — 359 тыс. членов. Свой профсоюз есть у «белых воротничков» – Организация менеджеров среднего и высшего звена — 150 ассоциаций, 25 тыс. членов.

Внешняя политика Нидерландов

Внешняя политика Нидерландов традиционно отражает их интересы как торговой нации. Отсюда – стремление к поддержанию дружественных отношений со всеми странами, которые придерживаются миролюбивой политики и участвуют в мирохозяйственных связях. Нидерланды – одна из стран – основательниц ЕС; неизменно выступают за расширение и углубление процесса европейской интеграции, проводят активную политику помощи развивающимся странам. В международных экономических организациях – активный сторонник либерализации мировой торговли и инвестиционного процесса. Нидерланды имеют дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР 10 июля 1942 года).

Что такое Нидерланды: государственное устройство и политика? Значение niderlandi gosudarstvennoe ustroistvo i politika, энциклопедия кольера

Значение термина «Нидерланды: государственное устройство и политика» в Энциклопедии Кольера. Что такое нидерланды: государственное устройство и политика? Узнайте, что означает слово niderlandi-gosudarstvennoe-ustroistvo-i-politika — толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Нидерланды: государственное устройство и политика

Нидерланды: государственное устройство и политика – К статье НИДЕРЛАНДЫ

Королевство Нидерландов включает основную территорию в Европе, Нидерландские Антильские о-ва и о.Аруба в Вест-Индии. С 1954 заморские территории пользуются правами самоуправления, но признают власть нидерландского монарха, в ведение которого входят вопросы обороны и международные отношения. Как на Арубе, так и на Нидерландских Антильских о-вах представителем короля является губернатор.

Государственный строй. Нидерланды — конституционная монархия. Главой государства является королева Беатрикс (династия Оранских — Нассау), вступившая на престол 30 апреля 1980. Хотя власть монарха ограничена и он должен совещаться с правительством, все же его мнение играет решающую роль при назначении премьер-министра. Все политические акты совершаются от имени королевы. Исполнительная власть осуществляется королевой и правительством. В состав последнего входят министры, представляющие политические партии правящей коалиции. Обычно каждый министр получает свой портфель (в Нидерландах функционируют 14 министерств) или отдел правительства, который находится в его ведении. Министры не должны быть членами парламента, называемого Генеральными Штатами.

Высшим совещательным органом страны, на рассмотрение которого предлагаются законопроекты, является Государственный совет. Председателем Совета является глава государства. В состав Совета входят также заместитель председателя и 28 членов, назначаемых пожизненно.

Контроль за правильностью поступлений и расходов государственных средств осуществляет Счетная палата.

Законодательная власть осуществляется монархом и Генеральными Штатами. Генеральные Штаты состоят из двух палат. Первая включает 75 членов, избираемых на шестилетний срок штатами провинций; через каждые три года половина ее состава переизбирается. Во вторую палату входят 150 человек, избираемых прямым голосованием сроком на четыре года. Половина членов палаты избирается по партийным спискам по принципу пропорционального представительства, другая половина — по региональным округам. Вторая палата может вносить поправки в конституцию и утверждать законы. Обе палаты могут вести рассмотрение каких-либо вопросов независимо от правительства, а также обладают правом делать запросы министрам по поводу текущей и перспективной политики. В Нидерландах избирательным правом наделены все граждане старше 18 лет.

Государственные служащие (529 тыс. в 1995) должны быть политически нейтральны и обладать высоким профессиональным уровнем. При изменениях в составе правительства даже высшие административные чины остаются на своих местах.

Местное управление. Основные единицы местной администрации — муниципалитеты, которых насчитывается 647. Каждый из них управляется выборным муниципальным советом, исполкомом муниципального совета и бургомистром. Бургомистр назначается на шестилетний срок правительством. Возможности муниципального управления ограничены объемом финансирования.

Нидерланды разделены на 12 провинций. Каждая управляется Провинциальными штатами, избираемыми на четыре года. Исполнительная власть осуществляется четырьмя избранными представителями Провинциальных штатов и королевским комиссаром, который назначается правительством страны. Провинциальная власть имеет право надзора, однако обладает меньшей политической силой, чем муниципалитеты.

Политические партии. В Нидерландах насчитывается большое число политических партий, что отражает длительную историю политических и религиозных конфликтов. Среди депутатов парламента в 1998 были представители 9 партий. Тем не менее традиционно наибольшее влияние имеют пять партий, три из них в 1977 объединились и составляют единый блок.

Большинство мест во Второй палате после парламентских выборов в мае 1998 получила Партия труда (ПТ) — умеренно социалистическое движение, призывающее к постепенному прогрессу и конституционным методам политической борьбы. Эта партия отстаивает государственное планирование экономики, национализацию некоторых базовых отраслей промышленности с выплатой компенсаций и расширение социальных программ. Партия труда получает широкую поддержку со стороны как католиков, так и протестантов, за ее кандидатов голосуют рабочие, фермеры, рыбаки, торговцы и интеллигенция.

Народная партия за свободу и демократию (НПСД), созданная в 1948, заняла второе место в парламенте. Консервативная программа НПСД придает большое значение частной инициативе, свободному предпринимательству, соблюдению закона и порядка, а также требует снижения затрат на оборону и проведения социальных реформ. НПСД отражает интересы средних и высших слоев городского населения.

Третье место занял крупный блок Христианско-демократического призыва (ХДП). Он возник в 1977 на базе объединения двух протестантских партий — Антиреволюционной и Христианско-исторического союза — с Католической народной партией. Католическая народная партия лидировала в Нидерландах с конца Второй мировой войны до 1971; ее поддерживали мелкие и средние предприниматели и фермеры преимущественно в католических провинциях Северный Брабант и Лимбург. С присоединением обеих протестантских партий блок ХДП заручился поддержкой протестантских избирателей из среднего и высшего классов. ХДП сложился как широкий центристский альянс, отстаивающий умеренные социальные реформы с опорой на свободное предпринимательство, частную собственность и традиционные моральные ценности. Разногласия с Партией труда в основном касаются масштабов государственного планирования и контроля в экономике.

Наиболее важной из малых партий является созданная в 1966 партия «Демократы-66». Она выдвигает требования отмены пропорционального представительства, непосредственного избрания премьер-министра, перегруппировки партий по социально-экономическому, а не религиозному принципу и установления более тесных связей со странами Восточной Европы. Эти требования встречают одобрение в основном среди представителей интеллигенции и городской молодежи, многие из которых поддерживают также партию зеленых, выступающую за оздоровление окружающей среды (т.н. партия «Зеленые левые»).

В основе политической системы Нидерландов лежит взаимодействие между правительством и Генеральными Штатами. Министры предпочитают идти на действенные политические компромиссы, иногда вопреки интересам своих партий. В то же время депутаты Генеральных Штатов стремятся соблюдать свои партийные принципы. Такие различия мотиваций нередко вызывают конфликты между ветвями власти. Достижение согласия осложняется из-за нарушений партийной дисциплины. Любой депутат Генеральных Штатов может проголосовать вопреки мнению партии, не опасаясь каких-либо санкций. Иногда такие депутаты создают новые политические партии.

Правовая система и судопроизводство. Нидерландская правовая система представляет собой сочетание положений Римского права и кодекса Наполеона. Особое внимание уделяется правам граждан. Судьи назначаются монархом пожизненно, но по достижении 70 лет должны оставлять свой пост. В Нидерландах действуют Верховный суд, 5 апелляционных судов, 19 окружных судов и 62 кантональных. В стране отсутствует система правосудия с участием присяжных заседателей. Судебные разбирательства обычно ведутся одним судьей или коллегией из трех судей.

Внешняя политика. В период между мировыми войнами Нидерланды принимали активное участие в работе Лиги наций. В 1945 они стали одной из стран-учредителей ООН. После Второй мировой войны Нидерланды прочно примкнули к альянсу стран Запада и в 1949 вступили в НАТО. С 1950-х годов страна была ведущим поборником европейской интеграции и ратовала за вступление Великобритании в Общий рынок. Маастрихтский договор, заключенный в 1992 в городе Маастрихте на юге Нидерландов, способствовал трансформации Европейского экономического сообщества в Европейский союз.

Нидерланды давно стали центром мировых правовых учреждений. Еще в 17 в. здесь жил Гуго Гроций, один из основоположников современного международного права. В Гааге находится Международный суд ООН.

Вооруженные силы. По окончании холодной войны вооруженные силы Нидерландов подверглись значительному реформированию. Призыв, который в середине 1990-х годов обеспечивал ок. 2/5 воинского контингента, был отменен в 1997, и теперь вооруженные силы Нидерландов состоят исключительно из профессиональных военных и добровольцев.

Нидерландские соединения используются в первую очередь в войсках НАТО. В середине 1990-х годов сухопутные войска Нидерландов включали 10 бригад, объединенных в 2 дивизии. Часть войск размещена в Германии. Военно-воздушные силы насчитывали 9 эскадрилий истребителей и 8 ракетных батарей ПВО. Военно-морской флот состоял из 55 судов, включая 4 подводных лодки и 18 сторожевых кораблей с управляемыми ракетами, а также располагал соединениями морской авиации и пехоты. Как ВВС, так и ВМФ Нидерландов проходят подготовку совместно с бельгийскими соединениями. Общая численность вооруженных сил в 1997 составляла 75,2 тыс. человек. В 1997 доля расходов на оборону составляла 1,91% от суммы ВВП.

Добавить комментарий