Государственный аппарат России в первой половине XIX в.

14.Государственный аппарат Российской империи в первой половине 19 века

К XIX в. Россия объединила огромное количество христианских, мусульманских, буддийских народов. Ущемлений по национальным признакам не существовало, хотя православное вероисповедание превалировало. Польша и Финляндия получили при Александре I конституции, признававшие своей главой русского царя, но там действовали собственные органы управления, законы, религии и т.д. Классовое и сословное деление российского общества дополнялось делением этническим.

Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. После всего воцарения Александр I начал проведение реформы систему государственного управления. Преобразования были связаны с деятельностью М.М. Сперанского . В начале XIX в. наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.

До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые Императором, был создан Государственный совет.

Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры).

Государственный совет состоял из пяти департаментов: департамент законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского (созданный после восстания в Польше 1830—1831 гг.). Он рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы, учреждения; цель — приведение всей правовой системы к единообразию.

Работа Государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний, либо в форме департаментских заседаний, канцелярией руководил государственный секретарь.

В 20-х годах XIX в. законотворчеством стала заниматься Собственная Его Величества канцелярия, возглавившая систему центральных отраслевых органов государственного управления.

Состояла из шести отделений

1.1826 г., (контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты,)

ведало назначением и увольнением высших чиновников.

2.1826 г., .(осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической)

3.1826 г.,(руководило борьбой с государственными преступлениями, состояло из 8 отделов)

4.1828 г . (занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями._

5.1836 г.(готовило проект реформы по управлению государственными крестьянами.)

6.1842 г.(подготовка материалов относящихся к управлению территорией Кавказа.)

С 20-х годов XIX в Сенат утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовали пересмотра системы отраслевых органов государственного управления.

В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств», положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства.

В 1802 г. образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

В задачи министерств входили: организация «сношений с местами», подготовка справок о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали перспективные планы на будущее. Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.

В 1811 г. издается “Общее учреждение министерств“, документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти. Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором, высшие чиновники министерств назначались императором по представлению министра, низшие — назначались министром.

Аппарат министерств подразделялся на департаменты (присут­ствия, в которых принимались решения, организованные по направлениям деятельности) и канцелярии (где осуществлялось все делопроизводство). Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами.

В составе министерства действовал Совет при министерстве, в который входили товарищи министра и директора департаментов (министерская совещательная коллегия).

Для решения межведомственных вопросов могли созываться совещания министров. В 1812 г. они получают законодательное оформление в лице Комитета министров. В комитет входили по должности министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь. Остальные члены Кабинета назначались императором.

Комитет рассматривал законопроекты, отчеты министерств, различные вопросы, связанные с управлением страной и подбором кадров чиновников. Все решения кабинета должны были утверждаться императором.

Вместе с постоянно действующими центральными органами власти и управления в первой половине XIX в. действовал ряд временных комитетов (секретных органов). Они создавались императором для решения важных, неотложных, не нуждающихся в огласке вопросов.

В результате работы комитетов по упорядочению управлений государственными крестьянами (1837—1838 гг.) в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ, в уездах — окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные управления.

После декабрьских событий 1825 г. правительство предпринимает ряд мер, направленных на усиление государственной и политической безопасности. Это коснулось прежде всего сети специальных карательных и политических органов. Еще в 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция, а в 1802 было создано Министерство внутренних дел, возглавившее систему полицейских органов. В 1810 г. из него было выделено особое Министерство полиции, наделенное чисто полицейскими полномочиями, но уже вскоре (в 1819 г.) вновь было включено в состав Министерств внутренних дел. В 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел (занимавшаяся вопросами политической и государственной безопасности) включается в структуру Собственной Его Величества канцелярии: именно тогда возникает известное Третье отделение Собственной Его Величество канцелярии. В задачи Отделения входило руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками, высылка и размещение «подозрительных людей», управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.

В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 г. было принято «Положение о корпусе жандармов». Создавалась сеть жандармских округов, подчинявшихся главному жандармскому управлению. На местах создавались губернские жандармские управления и городские команды жандармов (в губернских, портовых городах и крепостях).

В задачи жандармских команд входило: «усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения», «рассеяние законом запрещенных скопищ».

В 1837 г. реорганизуется система полицейских органов: в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориаль­ные единицы (станы) появляется полицейская должность станового пристава. Тем самым полицейская сеть распространя­ется в сельские районы страны. Становой пристав опирался в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков.

В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Государственные преступники, содержались в политических тюрьмах. Совершившие церковные преступления заключались в монастырские тюрьмы (Соловецкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь). Остальные преступники содержались в общеуголовных тюрьмах.

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, рассматри­вавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр. Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий. Судебное управление осуществляло образованное в 1802 г. Министерство юстиции. Вся судебная система строилась на сословных началах.

Государственный аппарат России в первой половине XIX в.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика государственного аппарата России в первой половине XIX в.

Традиционно выделяемый в отечественной государственно-правовой истории период с начала XIX в. до 1861 г. характеризуется расцветом абсолютизма. Вся публично-правовая власть в государстве сосредоточена в этот период в руках одного лица – императора. В статьях, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия получает легитимное закрепление: император страны характеризуется как самодержавный и неограниченный монарх, власти которого обязаны повиноваться все, как божьей власти. Таким образом, на уровне закона получают закрепление божественное происхождение самодержавной власти.

Юридически и фактически власть императора допускало вмешательство в любые дела публичного управления, была ничем не ограничена. Однако, учитывая размеры государства, сложность общественной жизни, император не имел реальной возможности без системы эффективно действующих государственных органов реализовывать собственную политику. Современники отмечали, что каким бы успешным не был правитель, он не в силах справиться с управлением в стране без конституции, без эффективных и действующих законов, без независимых судов.

Помощь со студенческой работой на тему
Государственный аппарат России в первой половине XIX в.

Причины реформирования государственного аппарата России в первой половине XIX в.

Первые идеи о необходимости принятия конституции выдвигались ещё при Александре I, даже составлялись два проекта, однако названные проекты ни в коей мере не предусматривали ограничение власти императора.

Не желая ограничивать собственную власть, император не видел необходимости в принятии конституции, однако обойтись без реформирования государственного аппарата объективно не представлялось возможным.

Выделяют две основные причины, требующие проведения реформ государственного управления:

  • прогресс буржуазных отношений внутри страны и произошедшие в зарубежных странах буржуазные революции требовали от императора перестройки государственного аппарата таким образом, чтобы сохранить феодальные институты;
  • господствующие социальные слои дворянства и руководящее чиновничество стремились обеспечить собственные интересы посредством давления на императора, чтобы не допустить ущемления собственных классовых привилегий, которые объективно требовали ограничения.

При этом необходимо отметить, что на дореформенном этапе государственный аппарат носил консервативный, реакционный характер; изменения, происходившие в нем, были незначительны.

Государственный совет в государственном аппарате России в первой половине XIX в.

В начале века, когда совместно с кругом приближенных аристократов Александр I пытался провести либеральные изменения, реформирование государственного аппарата ограничилось лишь учреждением Государственного совета и отдельных министерств.

Читайте также  География промышленности Центрального экономического района

По поручению императора проект реформирования государственного аппарата был разработан М.М. Сперанским. Проект предусмотрел учреждение:

  • Государственной думы как представительного законосовещательного органа, формируемого собственниками недвижимости;
  • Государственного совета, выполняющего законосовещательную и административную функции.

Предложение об учреждении Государственной думы было расценено как посягательство на ограничение самодержавия. Государственный совет был учрежден в 1810 г.

Государственный совет должен был обсуждать все законопроекты, предложенные императором, сам разрабатывать наиболее важные законопроекты, однако его законотворческая функция ограничивалась тем, что законопроект мог стать законом только после утверждения его императором.

Органы отраслевого управления в государственном аппарате России в первой половине XIX в.

Реформирование государственного аппарата происходило и по отраслевому признаку. Коллегии, учрежденные Петром Великим, на протяжении XVIII в. приходили в упадок. Введенный изначально принцип коллегиальности в их деятельности фактически сменился на практике единоличным принятием решений президентов, их возглавлявших. Коллегии были упразднены еще Екатериной Великой, а в начале правления Александра I была учреждена новая система отраслевого публичного управления – министерства. Так, в частности, были учреждены Военное министерство, Министерство юстиции, Финансовое министерство, Министерство иностранных дел и др. Состав министерств менялся в течение рассматриваемого исторического периода.

Концептуально министерства отличались от коллегий тем, что они действовали, основываясь на принципе единоначалия: министр, возглавлявший министерство, был полностью ответствен за вверенную ему сферу публичного управления и был наделен для решения управленческих задач в такой сфере всеми необходимыми полномочиями. Фактически он реализовал модель самодержавного правления в конкретной отрасли. При этом при министре действовал орган, осуществляющий подготовительную работу и совещательные функции, – это Совет министра.

Органы, действующие при императоре, в первой половине XIX в.

В рассматриваемый период был создан Кабинет министров. Комитет министров представлял собой совещательный орган при императоре. В компетенцию этого органа входили вопросы межведомственного характера и вопросы надведомственного характера, то есть когда управленческий вопрос выходил за рамки компетенции конкретного министра или касался нескольких министерств, он разрешался Комитетом министров. Кроме того, на Комитет министров были возложены надзорно-контрольные функции в отношении губернаторов и губернских правлений.

Еще один орган, действующий при царе, именовался Собственная канцелярия императорского величества – приближенные царя, находившиеся в его подчинении, которыми и определялась политика страны. Так, например, при Николае I канцелярия объединяла шесть отделений, фактические права которых мало чем отличались от полномочий министерств. Среди отделений канцелярии были и карательные органы, например, III отделение вело борьбу с революционно настроенным населением и с прогрессивными настроениями в обществе.

Государственный строй России в первой половине ХIХ в

В первой половине XIX века Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией.

Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране – все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспособить его к новым условиям.

Центральные органы власти и управления.Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по – прежнему стоял император. Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.

В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Он функционировал до создания Государственного совета.

Государственный совет был учрежден царским манифестом 1810 года. Государственный совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором. Членами Государственного совета являлись крупные чиновники и помещики от 40 до 80 человек.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство велось канцелярией , которую возглавлял государственный секретарь.

Государственный совет осуществлял свою главную первоначальную задачу (подготовку законопроектов) недолгое время. Со второй четверти XIX века законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах.

Сенат.Родь сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губернии. Сенатом сохранялось еще право ревизовать местные органы, но принимать решения он сам не мог и передавал свои заключения другим учреждениям.

Комитет министров.С созданием министерств начал оформляться и новый орган – Комитет министров. В Манифесте 1802 года не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министерство могли собираться вместе для решения сложных вопросов.

В 1812 году, Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора.

Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела о «спокойствии и безопасности» страны, проекты законов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и т. д.

Местные органыуправления в первой половине XIX века почти не подвергались изменениям. 1837- 1838 годах было упорядочено управление государственными крестьянами: в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах – окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волосные правления.

Судебные органы.В первой половине XIX века были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий. С 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 году Министерства юстиции.

Полиция.В 1837 году в связи с делением уездов на более мелкие административно – территориальные единицы появилась специальная полицейская должность станового пристава.

В своей деятельности становой пристав опирался на сельскую выборную полицию, составленную из государственных крестьян, сотских десятских, а также на вотчинную полицию помещиков.

55. Крестьянская реформа 1861 г.: порядок оформления временнообязанного состояния,выкупной операции; правовой статус временнообязанных крестьян, крестьян-собственников.

Крестья́нская рефо́рма в Росси́и, известная также как отмена крепостного права — реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи.
Основные положения реформы
Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:
§ крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
§ помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
§ За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
§ Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
§ Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.
§ Так же определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.
Повинности временнообязанных крестьян. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.
Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.
Освобождение дворовых крестьян. «Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5% крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.
Выкупные платежи.Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6% выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294% выкупной ссуды. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции.

45. Система органов государственной власти в первой половине XIX века.

1. По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.

Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого Органа в различные годы составляла 40—80 человек.

Читайте также  Географическое распространение жизни

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государственным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления.

2. С созданием новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного учреждения страны. Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

3. В 1802 г. началась министерской реформа. В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Министерства управлялись по принципу единоначалия. Министрам вверялась исполните1ьная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры должны были ежегодно представлять в сенат отчет о своей деятельности, но фактически они были ответственны перед императором.

Министры и товарищи министров(помощники) назначались императором, другие высшие чиновники — императором по представлению министра, низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделяв на департаменты и канцелярии.

Для решения межведомственных опросов одновременно с созданием министерств был образован Комитет министров. Председательствовал на его заседаниях император. В состав Комитета входили министры, главноуправляюшие на правах министров, председатель Государственного совета, председатели департаментов Государственной совета, государственный секретарь и другие чиновники в соответствии с назначением императора.

В 1812 г. было принято Учреждена Комитета министров. В соответствии с этим актом Комитет министров являлся центральным органом управления общей компетенции, в которую

.ходили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д. С усилением роли канцелярии значение Комитета министров стало падать.

4. В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты Суголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.

5. В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.

В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы —станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался, губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.

6. Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в Европе.

Развитие государственной системы России в первой половине XIX в. Деятельность М. М. Сперанского.

Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII в., происходила в течение всего столетия. Определенно наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.

Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из двенадцати членов, который просуществовал до 1810 г.

Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета.

Государственный совет рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы, учреждения. Основной целью его законотворческой деятельности было приведение всей правовой системы к единообразию.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: департамент законов (в котором проходила основная работа по подготовке законопроектов), дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского, изданный после восстания в Польше 1830 — 1831 гг.).

Работа Государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний, либо в форме департаментских заседаний.

Канцелярия состояла из шести отделений:

1.Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников.

2.Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.

3.Третье отделение было создано для руководства борьбой с государственными преступлениями. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

4.Пятое отделение было специально создано для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами.

5.Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

После создания новых центральных органов управления окончательно определилось роль Сената — он утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовали пересмотра системы отраслевых органов государственного управления.

В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств», положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства.

В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

Новыми были министерство внутренних дел и министерство просвещения.

Министерство внутренних дел, кроме задач по организации и поддержанию общественного порядка, возлагались задачи по управлению государственной промышленностью и строительством;

Министерство просвещения, кроме своих прямых функции, занималось также организацией подготовки кадров для государственного аппарата, ему подчинялись: Академия наук, университеты, другие учебные заведения, библиотеки, типографии и музеи.

В 1811 г. издается «Общее учреждение министерств», документ, подготовленный М.М. Сперанским.На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.

Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором, высшие чиновники министерств назначались императором по представлению министра, низшие — назначались министром.

Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии. Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами.

Для решения межведомственных вопросов могли созываться совещания министров. В Манифесте 1802 г. деятельность и организация таких совещаний не была конституирована, в 1812 г. они получают законодательное оформление в лице Комитета министров.

В комитет входили по должности министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь. Остальные члены Кабинета назначались императором.

Вместе с постоянно действующими центральными органами власти и управления в первой половине XIX в. действовал ряд временных комитетов (секретных органов). Они создавались императором для решения важных, неотложных, не нуждающихся в огласке вопросов. (например, вопроса об устройстве государственных крестьян).

Была упразднена Тайная экспедиция, и было создано Министерство внутренних дел, возглавившее всю систему полицейских органов.

В 1810 г. из него было выделено особое Министерство полиции, наделенное чисто полицейскими полномочиями, но вскоре вновь было включено в состав Министерства внутренних дел.

В 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел (занимавшаяся вопросами политической и государственной безопасности) включается в структуру Собственной Его Величества канцелярии: именно тогда возникает известное Третье отделение Собственной Его Величество канцелярии.

В задачи Отделения входило руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками, высылка и размещение «подозрительных людей», управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.

Структура Третьего отделения включала пять экспедиций Первая (секретная) вела непосредственную борьбу с революционным движением, осуществляла следствие по политическим делам, наблюдала за деятельностью революционных организаций и отдельных лиц. В своей работе она опиралась на разветвленную агентурную сеть.

Вторая экспедиция вела борьбу с религиозными и должностными преступлениями. В ее ведении находились политические тюрьмы: Шлиссельбургская и Петропавловская крепости, Алексеевский равелин.

Третья экспедиция организовывала наблюдение за иностранцами, проживавшими в России.

Четвертая — вела борьбу с крестьянскими волнениями и выступлениями.

Пятая экспедиция (созданная в 1842 г.) осуществляла цензуру. В связи с изменением подчиненности Особой канцелярии Министерства внутренних дел и ее вхождением в состав Собственной Его Величества канцелярии, изменилась и структура Третьего отделения, состоявшего к 1826 г. из восьми отделов.

Третье отделение подчинялось непосредственно императору. Интересующие сведения оно могло затребовать у любого министра, генерал-губернатора и губернатора.

В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 г. было принято «Положение о корпусе жандармов». Создавалась сеть жандармских округов подчинявшихся главному жандармскому управлению. На местах создавались губернские жандармские управления и городские команды жандармов (в губернских, портовых городах и крепостях).

Читайте также  Роль географии в жизни человека

В задачи жандармских команд входило: «усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения», «рассеяние законом запрещенных скопищ».

В 1837 г. реорганизуется система полицейских органов: в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы (станы) появляется полицейская должность станового пристава. Тем самым полицейская сеть распространяется в сельские районы страны. Становой пристав опирался в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков.

В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Первым общегосударственным актом, регулирующим эту сферу, стал «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных», принятый в 1832 г. и дополненный в 1842 г. В нем регламентировался порядок содержания под стражей и ссылки лиц, относящихся к разным сословиям, предусматривались определенные льготы и привилегии для некоторых из них.

Государственные преступники, содержались в политических тюрьмах.

Совершившие церковные преступления заключались в монастырские тюрьмы (Соловецкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь). Остальные преступники содержались в общеуголовных тюрьмах; в одном Санкт-Петербурге в 1829 г. в тюрьмах находились почти три с половиной тысячи заключенных крестьян, присланных туда помещиками.

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, рассматривавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр. Действовали другие ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий. Судебное управление осуществляло образованное в 1802 г. Министерство юстиции. Вся судебная система строилась на сословных началах.

В кратце из непроверенного источника:

При Александре I централизация и бюрократизация аппарата продолжилась. Развивались идеи об управлении всего общества. Существовали различные проекты и возрождение земских соборов, и ограничение власти императора представительным органом. Идея участия общества в управлении не умирала. Проект Волынского, Графа Панина, Десницкого об ограничении власти монарха. Самые радикальные проекты были у декабристов: Павел Пестель выступал за республиканский строй, а Муравьев за конституционную монархию.

М.М, Сперанский на основе идей Ш.Л. Монтескье разработал проект о разделении властей «Уставная грамота российской империи». Законодательная власть должна была принадлежать государю и парламенту. ГД являлась представительным органом (выборным), который должен был состоять из двух палата, верхняя из которых Государственный совет, формировавшийся императором. Сложная система выборов.

Сенат правительственный и судебный орган, осуществлявший контроль за деятельностью министерств. Проект был утвержден Александром I, но не был реализован.

На практике были проведены следующие реформы:

1. Сенат сохранил лишь судебные полномочия.

2. В 1810 году учрежден Государственный совет, но не как законодательный орган, а как законосовещательный орган при царе.

3. В 1802 году издан манифест об учреждении министерств (министерская реформа), Вместо коллегий было учреждено 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, коммерции, финансов, юстиции, народного просвещения.

4. В ходе реформ учрежден кабинет министров, к которому перешли все административные функции, Сената (в него вошли министры, «их товарищи», государственная казна и лица, которых желал видеть император).

Главное отличие принцип единоначалия. Таким образом, в ходе реформ Александра I было создано три совета при императоре(государственный совет),кабинет министров (административные функции) и сенат (судебные функции).

26. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I

26. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I

В 1802 г. Александр I (1777–1825) своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегиальный принцип принятия решений в органах центрального управления на принцип единоначалия а коллегии – министерствами.

Были учреждены следующие министерства:

1) военных сухопутных сил;

2) военных морских сил;

3) иностранных дел;

4) внутренних дел (впервые было учреждено подобное ведомство);

5) юстиции. Первым министром юстиции России стал Г.Р. Державин. Министр юстиции теперь по должности становится генерал-прокурором;

8) народного просвещения (также впервые)

В 10-х гг. XIX в. существовало также Министерство полиции.

Для координации деятельности министерств в 1802 г. был учрежден и Комитет министров, чем были значительно урезаны функции Сената.

Несколько позже Александр I одобрил подготовленные М.М. Сперанским Общее учреждение министерства (1810) и Положение о Комитете министров (1812). Данные акты являлись регламентами деятельности, соответственно, любого из министерств и Комитета министров.

В 1802 г. Александр I попытался вернуть Сенату управленческие гос. функции. Сенат, в частности получал право представления на императорский указ (право ремонстрации), однако его вскоре у Сената отняли, когда сенаторы им попробовали воспользоваться. Вскоре центр тяжести управления государством был перенесен Александром I с Сената на министерства. За Сенатом до 1917 г. окончательно остались лишь судебные и некоторые другие полномочия. К 20-м гг. XIX в. Сенат стал высшим имперским апелляционным судебным учреждением.

Число департаментов Сената (во главе каждого стоял свой обер-прокурор) к середине XIX в. возросло до 127. Первый департамент осуществлял надзор за правительственным аппаратом и проводил обнародование законов. Все остальные департаменты играли роль высших апелляционных судов для определенных губерний империи.

В 1810 г. учрежден Государственный совет, кот. просуществовал вплоть до 1917 г. У Государственного совета первоначально были законосовещательные функции. Делился на департаменты: департамент закона, гражданских и духовных дел, военный и финансовый. После польского восстания 1830 г. в составе Государственного совета был образован спец. департамент дел Царства Польского.

При Александре I Государственный совет занимался ел. вопросами: разработка плана финансовых преобразований с последующим представлением императору (1810); обсуждение плана преобразования Сената, предложенного М.М.Сперанским (1811) разработка проектов гражданского и уголовного уложений на основе наполеоновских кодексов (1812) вопросы создания особого совета кредитных установлений и Коммерческого банка (1816) и пр.

При Александре I Собственная Его Императорского Величества Канцелярия выполняла чисто канцелярские функции при императорском дворе.

Читайте также

Глава 6. Католичество в России в первой половине XIX в.

Глава 6. Католичество в России в первой половине XIX в. Весной 1801 года император Павел I пал жертвой государственного переворота. По словам генерала Ордена Иезуитов того времени, Габриэля Грубера: «погиб великий покровитель Римской Церкви и Общества Иисуса» [268].Между тем, в

Глава 8. Католичество в России в первой половине XX в.

Глава 8. Католичество в России в первой половине XX в. К началу XX века в России проживало около 10, 5 млн. людей, исповедующих католическую веру. Работало более 5000 католических церквей, где служило 4300 священников. Действовало 8 мужских и 16 женских католических монастырей, где

Глава XIV КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Глава XIV КУЛЬТУРА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в § 73. Просвещение и наука Высшее и среднее образование. Начиная со второй половины XVIII в. европейское образование распространялось среди высшего и среднего дворянства, в первой четверти XIX в. оно стало доступно для более

Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны

Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны Россия была готова только к быстротечной войне: военные запасы были сделаны всего на три месяца. Мобилизация не вызвала общественного недовольства, однако она поглотила квалифицированных рабочих.

§ 14. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

§ 14. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. В первой половине XIX в. Россия оставалась страной аграрной. Ее сельское хозяйство основывалось на крепостнических принципах. Крепостничество оказывало решающее влияние на экономику в целом.Экономическое

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы) являлся прогрессирующий процесс разложения

§ 1. Социально-экономические развитие России в первой половине XIX в.

§ 1. Социально-экономические развитие России в первой половине XIX в. Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы, до 1861 г.) являлся прогрессирующий процесс разложения

24. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

24. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. В 1785 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту дворянству, которая представляла собой кодификацию законодательства о статусе дворянства. За дворянами закреплялись следующие права:1) личные – телесная

27. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

27. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. При Николае I (с 1826 г.) Собственная Его Императорского Величества Канцелярия состояла из следующих отделений:1-е отделение Собственной Его

Тема 37 Культура России в первой половине XIX в.

Тема 37 Культура России в первой половине XIX в. ПЛАН1. Общая характеристика.1.1. Социально-исторические условия: Подъем общественной мысли. – Влияние Отечественной войны 1812 г.1.2. Основные тенденции развития: Усиление социально-политической роли культуры. – Общая

3.1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

3.1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. К концу XVIII столетия численность населения в России составляла около 36 млн человек, а во второй половине 50-х гг. XIX в. около 59 млн (без Царства Польского и Финляндии), т. е. приблизительно четверть населения