Механизмы инвестиционной политики

Формирование инвестиционной политики предприятия

Инвестиционная политика – это сложный комплекс действий, цель которых – развитие компании, извлечение прибыли. Базируется она на общих принципах.

Что представляет собой инвестиционная политика

Инвестиционная политика – это составляющая финансовой стратегии организации. Ее суть – воплощение наиболее эффективных инвестиций, что позволит компании развиваться наиболее активно. Инвестиционная политика должна соответствовать долгосрочным целям фирмы. Политика включает в себя эти составляющие:

  • Формирование долгосрочных целей компании.
  • Подбор наиболее прибыльных инвестиционных вариантов.
  • Формирование приоритетов в развитии.
  • Анализ альтернативных инвестиционных направлений.
  • Формирование прогнозов касательно таких направлений, как маркетинг, технологии и финансы.
  • Анализ итогов внедрения инвестиционной политики.

Грамотная инвестиционная политика обеспечивает эффективное использование ресурсов, объединение оптимальных ресурсов финансирования.

Формы инвестиционной политики

Инвестиционная политика подразделяется на категории в зависимости от целей ее использования. Выделяются виды инвестиционной политики, направленные на достижение следующих результатов:

  • Увеличение результативности производства.
  • Модернизацию оборудования и процессов.
  • Формирование новых производств.
  • Завоевание новых сегментов рынка.

Поставленные цели определяют используемые инвестиционные инструменты. При выборе формы инвестиционной политики нужно ориентироваться на эти факторы:

  • Финансово-экономическое состояние компании.
  • Особенности рыночной ситуации.
  • Техническое состояние производства.
  • Наличие объектов неоконченного строительства.
  • Возможность заключать договоры лизинга.
  • Объем привлечения займов.
  • Условия инвестирования.
  • Наличие государственных льгот.
  • Финансовую и бюджетную эффективность.
  • Наличие страховки от коммерческих рисков.

Инвестиционная политика всегда основывается на состоянии предприятия. Она должна быть адаптирована к конкретным условиям.

Принципы формирования инвестиционной политики

Инвестиционная политика базируется на следующих принципах:

  1. Наличие правовой защиты инвестиций.
  2. Независимость и автономность.
  3. Системность.
  4. Эффективность (основная цель внедрения инвестиционной политики – получение наибольшей прибыли).

К СВЕДЕНИЮ! Разработка инвестиционной политики предполагает множество этапов, включающих анализ, разработку инвестиционных направлений, оценка результатов.

Этапы формирования инвестиционной политики

Процесс разработки инвестиционной политики подразделяется на множество этапов. Все задачи должны решаться последовательно. Рассмотрим подробнее все этапы.

Анализ нынешней деятельности

Разработать новую инвестиционную политику невозможно без предварительного анализа прежней политики. Определяются все ее преимущества, недостатки, соответствие текущему состоянию компании. Анализ также подразделяется на этапы:

  1. Исследование общего объема деятельности.
  2. Анализ соотношения направлений вложения средств.
  3. Исследование уровня диверсификации инвестирования.
  4. Установление эффективности инвестирования в отчетном периоде.

Анализируются «слабые» стороны инвестиционной деятельности, ее проблемы. Оценивается соответствие инвестиционной политики целям компании.

Анализ внешней инвестиционной среды

В процессе исследования анализируются эти аспекты:

  1. Правовые условия среды, а также отдельных форм вложения средств.
  2. Анализ существующей конъюнктуры и факторы, которые ее обусловили.
  3. Прогноз относительно конъюнктуры в следующих периодах.

В рамках исследования используются такие инструменты, как стратегический и фундаментальный анализ.

Учет стратегической направленности

Инвестиционная политика представляет собой комплекс стратегических целей. Направление политики устанавливается на основании жизненного цикла предприятия.

Аргументирование разработанного вида инвестиционной политики

Деятельность по вложению средств устанавливается на основании соотношения предполагаемого дохода и ожидаемых рисков. Принимаются во внимание существующие принципы финансового управления. Выделяют следующие типы инвестиционной политики в зависимости от рисковой составляющей:

  • Консервативная. Предполагает минимум рисков.
  • Умеренная. Это компромиссный вариант. Отличается среднерыночными значениями риска, доходности и темпов роста.
  • Агрессивная. Отличается максимумом рисков, а также максимальной прибылью.

Чем больше рисков, тем больше прибыли. Однако при выборе инвестиционной политики нужно ориентироваться на текущее состояние фирмы: корпоративную стратегию, наличие проектов на реальном рынке.

Создание по базовым направлениям

Осуществляется оптимизация показателей реального и финансового вложения средств. Этот процесс проводится с учетом ряда факторов, к которым относятся:

  • Функциональное направление работы компании.
  • Фазы жизненного цикла.
  • Масштаб организации.
  • Особенности стратегических перемен операционной работы.
  • Предполагаемая ставка процента.
  • Предполагаемые размеры инфляции.

К примеру, для образований, ведущих производственную деятельность, актуальны реальные вложения.

Создание инвестиционной политики в отраслевом размере

Необходимо установить отраслевое направление работы. В рамках этой процедуры осуществляется прогнозирование инвестирования, учет корпоративной стратегии. Нужно выполнить анализ разумности отраслевой концентрации или диверсификации. Большинство успешных компаний используют именно стратегию концентрации. Одновременно с этим концентрация на одной отрасли предполагает повышенный риск банкротства.

Стратегия отраслевой концентрации актуальна только на 1-3 стадиях жизненного цикла. В данном случае рассматриваемое направление обуславливает повышенные темпы развития, извлечение прибыли. В дальнейшем актуальной становится диверсификация. Диверсификация предполагает создание определенных хозяйственных зон. В дальнейшем анализируется разумность той или иной формы диверсификации.

Создание инвестиционной политики компании в региональном разрезе

Создание политики по вложению средств в региональном разрезе определяется этими условиями:

  • Масштабом предприятия. Небольшие компании работают, как правило, в одном регионе. Большие предприятия пользуются влиянием во множестве регионов.
  • Длительностью функционирования компании. В начальные жизненные циклы разумно сосредоточение на одном регионе. В дальнейшем образуется потребность в диверсификации по регионам.

База формирования региональной направленности – это анализ инвестиционной привлекательности регионов.

Обеспечение взаимосвязи базовых направлений инвестиционной политики

Все направления должны быть согласованы. В обратном случае уменьшается результативность инвестиционной деятельности. Согласованности нужно достичь по таким направлениям, как объемы, период реализации.

Возможные ошибки при формировании

Главная ошибка при разработке политики – отсутствие четко определенных целей. В этом случае невозможно подобрать эффективную инвестиционную политику, так как она зависит именно от предполагаемых целей. Вторая частая ошибка – игнорирование контекста. Формирование инвестиционной политики базируется на ресурсах компании, а также на состоянии инвестиционного рынка. Вне контекста внешней среды невозможно проанализировать эффективность политики. Даже если политика эффективна с точки зрения внешних условий, нужно учитывать с ресурсами предприятия. Также нужно учитывать, насколько компания может и хочет рисковать. Учитывается и степень защиты от рисков. Правильный выбор инвестиционной политики обеспечит активное развитие фирмы.

Что такое инвестиционная политика: объяснение человеческим языком на простом примере

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Наверное, каждый из вас ломал голову: куда вложить лишние деньги? В доллар? В евро? Купить акции, пока они достаточно дешевы? Или лучше сделать ремонт в квартире? А может, положить в банк? Как сделать так, чтобы деньги работали?

Если объединить эти эпизодические импульсы в некую систему, то выходит, что у каждого человека есть своя инвестиционная политика. Но этот термин чаще используют, когда говорят о фирме, каком-либо предприятии либо о деятельности государства.

Что это такое

Термин применяется не только к фирмам и предприятиям, но и к целым странам. Инвестиционная политика государства – еще более масштабная совокупность мер, директив и регулирующих указаний, которые влияют на всех участников экономического процесса.

Цели и задачи инвестиционной политики

Цели инвестиционной политики по времени различают среднесрочные и долгосрочные. Например, планируемое увеличение выручки фирмы за год (долгосрочная цель) невозможно без увеличения этого показателя за меньший период (среднесрочная цель).

Цели могут быть привязаны к отдельным экономическим показателям, отраслям, к улучшению привлекательности в глазах иностранных партнеров, а также юридической защищенности вложенных финансов.

Все эти цели должны быть достижимыми и конкретными, определенными и разумными.

Именно от поставленных целей зависят задачи этого вида деятельности. Например, если правительство хочет поддержать в кризис нефтяную отрасль, то оно может прибегнуть к налоговым льготам и беспроцентному кредитованию выбранных предприятий.

Подразделение на виды характерно именно для инвестиционной государственной политики. В зависимости от масштаба реализуемых проектов существуют 3 вида: отраслевая, региональная и инвестиционная политика на микроуровне. Последнее – адресная поддержка и экономическое стимулирование предприятий и фирм.

Модели

Каждая модель инвестиционной государственной политики – определенный исторический этап, который общество проходит в развитии, двигаясь от жесткого монетаристского варианта к саморегулирующимся гибридным системам.

Налоговое стимулирование

Государство регулирует инвестиционный климат и ряд экономических показателей с помощью налогового стимулирования. Налоговые льготы и каникулы, переносы убытков на следующие годы, уменьшение нагрузки на бизнес – вот основные направления воздействия на частные компании.

Государственно-частное партнерство

Модель описывает цели и степень взаимодействия государства и частного бизнеса.

Под государственно-частным партнерством подразумеваются государственные контракты, аренда (лизинг), совместные компании, концессионные соглашения и иные взаимовыгодные формы сотрудничества.

Частный капитал выполняет различного рода обязательства перед государством. Например, в обмен на предоставляемые государственные контракты крупные компании обязуются поддерживать социальную сферу, развивать инфраструктуру города либо заниматься благотворительностью.

Смешанная модель

Механизмы формирования и реализации

Механизм формирования и реализации инвестиционной политики включает:

  • привлечение различных ресурсов;
  • надзор за освоением выделенных инвестиций;
  • разработка нормативно-правовой базы;
  • назначение сроков реализации различных решений;
  • определение ответственности государственных органов за саму реализацию.

Принципы и эффективность

Экономисты выделяют несколько принципов:

  1. Создание комфортных условий для частных и государственных компаний.
  2. Развитие и стимулирование фондового рынка.
  3. Улучшение макроэкономических показателей.
  4. Проработка юридической защищенности всех участников экономического процесса.

Эффективность же определяется по степени решения поставленных задач и динамике экономических показателей: если, несмотря на все принимаемые меры, инвестиционный климат остается в зачаточном состоянии, значит, государство (или компания) не справилось с проблемами роста и развития.

Заключение

Этот материал несет не только справочный характер, но и имеет прикладное значение. Так, разобравшись в инвестиционной политике компаний, можно отобрать наиболее перспективные и приобрести их акции.

Читайте также  Общественно-политические движения и политика ведущих партий Великобритании

Если понравился материал, делитесь им в социальных сетях, подписывайтесь на наши новые публикации!

Принципы, направления и виды инвестиционной политики

Инвестиционная политика – это выработка основных направлений для инвестирования капитала. Она представляет собой многогранную экономическую категорию, которую имеет смысл рассматривать на всех экономических уровнях: государственном, региональном, муниципальном и частном.

На уровне государства

Инвестиционная политика на государственном уровне имеет четкое документальное выражение. Мы ведем речь про приоритетные направления расходования денежных средств, которые предусмотрены бюджетом государства. Таким образом, она является неотъемлемой частью общей экономической государственной политики, которая формируется высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Бюджет страны формируется на уровне национального Правительства. Сначала профильные ведомства вносят свои конкретные предложения, которые затем суммируются и сводятся воедино Министерством Финансов. После этого проект бюджета отправляется на утверждение в высший законодательный орган государства. После чего утвержденный бюджет считается принятым и возвращается назад в Правительство, которое и отвечает за его реализацию.

Основные направления инвестиционной политики находятся в прямой зависимости от задач и целей, которые в настоящее время стоят перед государством. Однако если взглянуть на них в общем, то мы можем свести их к повышению общей инвестиционной привлекательности страны, формированию благоприятного инвестиционного климата и повышению уровня жизни граждан.

Принципы реализации

На государственном уровне реализация инвестиционной политики базируется на ряде фундаментальных принципов. К ним относится:

  • правовая защита вложений и инвестиций – состоит в принятии необходимых законов и подзаконных актов, которые в полной мере обеспечат осуществление инвестиционных процессов в стране;
  • свобода выбора инвестиционных объектов – состоит в наличии у инвесторов права самостоятельно выбирать активы для собственных проектов;
  • приоритетность – состоит в приоритетном финансировании стратегически важных инвестиционных объектов, имеющих первостепенное значение для безопасности, независимости и развития экономики государства;
  • максимизация эффективности – подразумевает под собой выбор наиболее рентабельных и прибыльных инвестиционных проектов;
  • контроль инвестиционных процессов – подразумевает под собой создание и постоянную модернизацию системы мониторинга, которая позволяет отслеживать и своевременно реагировать на глобальные изменения в экономике.

На уровне предприятия

Инвестиционная политика компании или предприятия прежде всего состоит в выборе оптимального пути развития. Он может быть экстенсивным, интенсивным или смешанным. Во многом такая политика может отождествляться с выбором стратегии развития.

Экстенсивный путь связан с постоянным увеличением и масштабированием производственных мощностей, которое производится на имеющейся материально-технической базе. При условии высокого уровня технологического оснащения компания, избравшая такой вектор инвестиционной политики, способно в кратчайшие сроки увеличить объем выпуска продукции, что автоматически увеличит ее прибыль.

Однако руководству предприятия необходимо отдавать себе отчет в том, что подобная стратегия развития не может иметь постоянного долгосрочного характера. Ведь наука не стоит на месте. Постоянно появляются инновационные более эффективные методы производства. Если в определенный момент времени руководство компании не вложить деньги в модернизацию производства, то выпускаемая продукция потеряет свою конкурентоспособность, а, значит, перестанет пользоваться спросом на рынке.

Инвестиционная политика компании, предполагающая интенсивную стратегию, состоит во вложении большой части прибыли в модернизацию существующей производственной базы и практические научные исследования. Это позволяет опережать остальные предприятия в соответствующей отрасли экономики и создавать конкурентные товары.

В настоящее время подобная политика инвестиций связана с внедрением наиболее прогрессивных способов управления, повышением производительности труда, автоматизацией и роботизацией основных производственных процессов. В то же самое время интенсивный путь развития связан с уменьшением чистой прибыли, которые получают хозяева компании.

Таким образом, наиболее предпочтительным видом инвестиционной политики предприятия является смешанный путь развития. С одной стороны, он позволяет поддерживать компанию на должном технологическом уровне. С другой стороны, он максимизирует уровень прибыли, которые получают владельцы предприятия. Основная сложность подобного подхода состоит в поиске оптимального баланса.

Основные направления

В экономической науке принято выделять несколько главных сфер инвестирования собственного и привлеченного капитала на уровне компаний.

  1. Вложения, которые направлены на увеличение эффективности основной деятельности. Целью такой инвестиционной политики является формирование условий, позволяющих снизить затраты за счет своевременной модернизации или замены устаревших средств производства (станков, оборудования, компьютерной техники), переобучения сотрудников, перевод собственных филиалов и подразделений в регионы с наиболее выгодными производственными условиями.
  2. Инвестиции, которые направлены на расширение производства. Результатом подобной стратегии является повышение объема выпускаемой на предприятии продукции, работ, услуг.
  3. Вложения, направленные на открытие дополнительных филиалов и структурных подразделений. Такие капиталовложения автоматически создают новые производственные мощности, которые могут использоваться как для выпуска старых, так и освоение новых образцов продукции.
  4. Инвестиции, обусловленные изменившимися требованиями контрольных или надзорных органов государственных, региональных или муниципальных властей. Например, речь может идти о новых экологических нормах, стандартах производственной безопасности или качества выпускаемой продукции.

Принципы реализации

При разработке инвестиционной политики на уровне компании или предприятия руководству необходимо руководствоваться несколькими принципами.

  • Оценка эффективности вложений. На основание подобного анализа можно выбрать наиболее перспективные инвестиционные проекты, обладающие максимальной рентабельностью.
  • Максимизация прибыли. Сделанные капиталовложения должны приносить максимальную прибыль при минимальных фактических тратах.
  • Оптимальное распределение инвестиционных ресурсов. Финансовые вложения должны направляться только в те проекты, которые с наибольшей вероятностью окупятся.
  • Акцент на привлечении государственных субсидий и льготных банковских, а также частных кредитов.

Разработка антикризисной инвестиционной политики

Чтобы сформировать антикризисную политику инвестиций в компании нужно:

  • воспринимать производство, финансирование и инвестиционный процесс как неделимую структуру, которая направлена на постоянный рост и развитие фирмы;
  • необходимо на постоянной основе производить анализ допустимых и критических уровней риска в существующей на рынке ситуации;
  • стратегия развития предприятия должна формироваться на основании инвестиционных прогнозов;
  • принимать во внимание разную стоимость денег на каждом временном этапе;
  • производить постоянный учет фактического темпа инфляции в стране;
  • рассчитывать стоимость привлекаемого извне капитала.

Действуя таким образом, руководство предприятия может создать эффективную антикризисную инвестиционную политику, которая позволит развиваться даже в условия спада в экономике страны.

Этапы формирования

Инвестиционная политика компании всегда формируется поэтапно. Очередность этапов может быть разной, но их совокупность должна оставаться неизменной.

  • Необходимо определить инвестиционный горизонт. Формирование инвестиционной политике может рассматриваться на краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе.
  • Следует выбрать четкое направление развитие, которое может затрагивать одну или несколько отраслей.
  • Нужно определиться с территориальными границами деятельности. Другими словами, выпускаемые товары могут быть ориентированы на местный, региональный, государственный или международный рынок.
  • Необходимо сформировать источники финансирования будущих инвестиций.
  • Должна быть создана эффективная система, которая будет претворять в жизнь утвержденную политику.
  • Следует создать контрольный орган, который будет отслеживать эффективность реализуемых инвестиционных проектов.

Сложно переоценить практическое значение инвестиционной политики для успешного развития предприятия или государства. В связи с этим каждый инвестор должен уделять ей особое внимание.

Инвестиционная политика и механизмы её реализации.

Инвестиционная политика государства — комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Цель инвестиционной политики государства — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности общественного производства.

Под механизмом реализации инвестиционной политики понимают форму взаимодействия органов власти и субъектов инвестиционной деятельности.

Механизм реализации инвестиционной политики включает:

1. управленческие задачи в инвестиционной сфере;

2. указание на конкретные органы власти, приводящие в действие механизм

3. закрепленный объем государственных ресурсов для целей реализации задач инвестиционной политики;

4. закрепленные нормативными правовыми актами правила использования общественных ресурсов

Государственное регулирование в сфере занятости.

В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы.

Методы государственного регулирования в сфере занятости делятся на:

Прямые методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и разработке специальных программ занятости; установлении систем оплаты труда и форм договорных отношений и т.д.

Основными прямыми регуляторами являются: государственный заказ (тренд), квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование, целевые государственные программы.

Косвенные методы создают заинтересованность субъектов хозяйствования в определенных действиях и реализуются преимущественно через механизмы налоговой и кредитной политики.

Государственная политика в сфере образования.

Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием российского образования.

Российская Федерация провозглашает область образования одним из приоритетов государственной политики.

Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством:

1. создания развитой нормативно-правовой базы

2. формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования

Читайте также  Зависимые категории населения Киевской Руси

3. финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования

4. формирования оптимальной структуры организации и управления образованием

5. подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования

6. укрепления связи образования и науки

7. развития международных контактов и академической мобильности

Государственные национальные приоритетные проекты.

Приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная 9 сентября 2005 году на первом заседании осенней сессии ГД президентом России В. В. Путиным и реализуемая различными ведомствами на федеральном и субъектном уровне с 2006 года.

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил: здравоохранение, образование, жильё, сельское хозяйство.

Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи к которому относится:

1. Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам

3. Обследование новорожденных

4. Проф переподготовка

В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах.

Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса:

1. Развитие сельской кредитной кооперации

2. Развитие лизинга

3. Развитие животноводства и земледелия

С 2008 года проект преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства

Национальный проект жильё предполагает:

1. увеличение к 2010 г. объёмов жилищного строительства в 2 раза

2. увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;

3. увеличение к 2007 г. объёма ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;

4. выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;

5. модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.

Роль прогнозирования и планирования в системе ГРЭ.

В современных условиях прогнозирование принимает беспрецедентные масштабы. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, усилением неопределенности. В условиях рыночных отношений прогнозы дают возможность не только определить перспективу изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и факторы развития народного хозяйства, последствия реализации различных вариантов структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению. Прогнозирование может выступать и как самостоятельная форма государственного регулирования.

Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие их виды:

1. экономические прогнозы,

2. прогнозы природных ресурсов,

3. научно-технические прогнозы,

4. демографические прогнозы и прогнозы социального развития.

Инвестиционная политика. Основные направления

Инвестиционная политика – комплекс правительственных решений, которые определяют основные направления источники и объемы использования капитальных вложений в экономику, ее различные сферы и отрасли. Инвестиционная политика определяется состоянием экономики, главными задачами в производстве, научно-техническом и социальном развитии страны. Особенность инвестиционной политики в развитых странах мира на современном этапе – осуществление технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, сокращение масштабов нового строительства.

Правительственными, независимыми структурами, коллективами ученых, отдельными специалистами разработаны различные концепции инвестиционной политики. Несмотря на значительное разнообразие, их объединяет позиция, согласно которой односторонний монетаристский подход, так же как и возврат к централизованной системе управления экономикой, в современных условиях недостаточны.

Действительно, анализ ситуации приводит к принципиальному выводу о неизбежности обеспечить решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе саморегуляции рынка, который характеризуется весьма низкой степенью сформированности. Требуется усиления роли государства в инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с учетом специфики переходного к рынку периода развития экономики.

При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что рост присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению. Оно предполагает повышение эффективности государственной долгосрочной политики и конкретных действий при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций.

При анализе данной проблемы возникает также вопрос о критерии достаточности инвестиций. В среднесрочном периоде критерием достаточности инвестиций может служить такой объем инвестиционных ресурсов, который позволит обеспечить переход к устойчивому экономическому росту. С точки зрения макроэкономики это означает достижение стабильных положительных значений величины совокупных чистых инвестиций, соответствующих приросту объемов средств для обновления основного капитала, при увеличении эффективности использования инвестируемых ресурсов. В связи с этим необходимо стимулирование инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных элементов производственного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при более низких значениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут скомпенсированы выбывающие элементы производственного капитала, в результате чего будут по-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжиться сокращение потенциала реального оживления производства.

Между тем возможности обеспечения приемлемой динамики экономического развития во многом ограничены низкими масштабами внутренних накоплений, снижением капиталоотдачи вложений в реальном секторе экономики. Очевидно, что это особенности экономики в ближайшее время будут определять принципы государственной инвестиционной политики. С учетом жестких ресурсных ограничений и несформированности рыночных механизмов инвестирования государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах выбора приоритетных направлений и «точечного инвестирования», повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.

Данная специфика воздействует и на формы участия государства в инвестиционной деятельности. Как уже отмечалось, в рыночной экономике роль государства как непосредственного инвестора сохраняется для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы и отраслей, имеющих особое государственное значение. Более важное значение приобретает регулирование инвестиционного процесса, направленное на создание благоприятного режима для деятельности частных инвесторов.

При определении стратегических приоритетов необходимо исходить из имеющихся конкурентных преимуществ на мировом рынке, выражающийся в первую очередь в наличии разработок высоких технологий. В настоящее время к отраслям, где существуют серьезные технологические заделы и сохраняются потенциальные преимущества, можно отнести авиацию, металлургию, энергетику, машиностроение, станкостроение, биотехнологию и ряд других.

Инвестиции в производство инновационной продукции будут способствовать формированию новых направлений перетока капитала, повышению его производительности и стимулированию экономического роста. Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов.

Высокую степень приоритетности следует придать эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечение внутреннего спроса в экономике. Вместе с тем следует учитывать, что в экономике, интегрирующейся в мирохозяйственные связи, инвестиции в производство товаров, являющихся конкурентоспособными лишь на внутреннем рынке, не могут быть источником стабильного растущего дохода.

Важным условием эффективности государственной инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в экономике условий, в том числе и институциональных.

В отечественной экономике традиционно носителями конкурентных преимуществ являются крупные производственные комплексы. Именно крупные корпорации, обладающие научно-техническим потенциалом, возможностями мобилизации ресурсов и эффективной интеграции в мирохозяйственные связи, могут выступить основой подъема и ускоренного развития экономики. Предприятия мелкого бизнеса, имеющие, несомненно, большое значение для функционирования рыночной экономики, в настоящее время характеризуются крайне низким техническим уровнем и отсутствием инвестиционных ресурсов, что вызывает необходимость поиска их места в цепочках крупных структур.

Инвестиционная политика должна строится с учетом реалий экономического положения, наличных природных и трудовых ресурсов, климата, геополитического положения, существующей рыночной инфраструктуры и других факторов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности определяют:

  • показатели экономического и социального развития;
  • национальные и региональные программы развития национального производстве;
  • государственные и местные бюджеты, предусмотренные в них объемы государственного финансирования инвестиционной деятельности.

Руководят государственными инвестициями общегосударственные и местные органы государственной власти. На макроуровне проблемы регулирования инвестиционной деятельности и развития строительного комплексы решают Министерство экономики Украины и Государственный комитет по делам строительства, архитектуры и жилищной политики, Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. В составе Минэкономики есть отдел строительного комплекса и промышленности строительных материалов, а в названном комитете функционирует управление с реализации инвестиционных программ и государственного заказа.

Читайте также  «Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля

Управление государственными инвестициями планирует выполнение конкретных действий относительно инвестирования бюджетных и внебюджетных средств. Основанием для принятия решения об инвестировании общегосударственных бюджетных средств является:

  • прогнозы экономического и социального развития;
  • схемы развития и размещения производительных сил;
  • целевые научно-технические и комплексные программы;
  • технико-экономические обоснования целесообразности таких инвестиций.

Принятие решений об инвестициях из средств бюджетных ассигнований нуждается в системном подходе к определению приоритетов. Сегодня выбор приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Украине связан с первоочередными заданиями стабилизации экономики, долгосрочными заданиями, направленными на ее перестройку, но повышение уровня жизни населения. Приоритетность зависит от соответствующих целевых комплексных, отраслевых (межотраслевых) и территориальных программ, за которыми Минэкономики Украины определяет наиболее неотложные задания.

Объемы государственных инвестиций средств государственного бюджета за предоставлением Правительства утверждает Верховная Рада Украины в Государственной программе экономического и социального развития.

Общий объем бюджетных ассигнований направляют не только во исполнение целевых комплексных программ, но и на развитие социальной инфраструктуры общегосударственного значения с формированием перечня этих объектов.

Для приоритетных объектов инвестирования в социальной сфере предусмотрено две формы инвестирования – из средств бюджетных ассигнований и из средств государственного кредита.

Министерства и ведомства конкретизируют заключения относительно риска и объемов инвестиций за соответствующими программами, направлениями и объектами и обеспечивают целевое использование государственных средств через выполнение заданий государственного заказа (государственного контракта).

Государственный заказ во исполнение работ в капитальном строительстве – одна из главных форм реализации общегосударственных инвестиций. Кабинет Министров Украины размещает заказ (контракт), по обыкновению, на конкурсных основах с учетом экономической выгодности.

Государственные, межгосударственные и региональные инвестиционные проекты и программы, которые реализуют из бюджетных и внебюджетных средств, подлежат обязательной государственной экспертизе. В случае потребности экспертизу отдельных инвестиционных проектов и программ могут проводить экспертные комиссии, создаваемые Верховной Радой Украины.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности обеспечивают не только государственное управление и государственное финансирование инвестиций, но и такие рычаги:

  • система налогов, налоговых ставок и льгот;
  • проведение кредитной и амортизационной политики;
  • предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производства;
  • определение условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;
  • политика ценообразования;
  • проведение экспертизы инвестиционных проектов и тому подобное.

Систему регулирования условий инвестиционной деятельности корректируют в зависимости от экономической политики государства в каждый конкретный период и в зависимости от степени инвестиционной активности субъектов ведения хозяйства и тому подобное.

Государственное финансирование осуществляется чаще всего в рамках государственных программ поддержки предпринимательства на общегосударственном и региональном уровнях. Выделяют четыре основных вида государственного финансирования инвестиций: дотации и гранты, долевое участие, прямое (целевое) кредитование, предоставление гарантий по кредитам.

При финансировании путем предоставления грантов и дотаций денежные средства обычно выделяются под конкретный проект на безвозмездной основе.

Долевое участие государства предполагает, что оно через свои структуры выступает в качестве долевого вкладчика, остальная часть необходимых инвестиционных вложений осуществляется коммерческими структурами.

Прямые (целевые) кредиты предоставляются, как правило, конкретному предприятию (или под определенный инвестиционный проект) на льготной основе. Вместе с тем государство устанавливает величину процентных ставок, срок и порядок возврата кредита.

При предоставлении гарантий по кредитам предприятие получает кредит от коммерческой структуры, а правительство через определенные институты выступает гарантом возврата данного кредита, выплачивая сумму кредита в случае невыполнения своих обязательств предприятием.

Государственная инвестиционная политика в условиях кризиса

Стимулирование инвестиционной активности является одной из важнейших задач государства. Государственная инвестиционная политика включает в себя многогранную деятельность государственных органов, связанную с разработкой и реализацией мероприятий в области стимулирования инвестиционной деятельности.

Инвестиционная государственная политика может осуществляться на следующих уровнях власти:

  • федеральном;
  • региональном;
  • местном.

Инвестиционная политика государства

Сущность инвестиционной политики государства состоит в создании благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика государства в условиях кризиса приобретает большую важность, так именно в кризис сокращается приток инвестиций, а потребность в них значительно увеличивается.

В целом составными частями такой политики являются:

  • государственное инвестирование;
  • государственное регулирование.

Основные направления государственной инвестиционной политики включают в себя:

  • систематическое совершенствование нормативно-правовой базы;
  • создание системы гарантий и льгот для приоритетных проектов;
  • формирование институтов содействия инвестиционной деятельности;
  • создание системы координации субъектов инвестиционной деятельности;
  • развитие инвестиционного сотрудничества;
  • определение критериев отбора инвестиционных проектов;
  • улучшение общеполитической обстановки.

Инвестиционная политика государства и ее направления должны пересматриваться, так как ситуация в экономике меняется и необходимо правильно расставлять приоритеты.

Инвестиционная политика государства и ее задачи тесно взаимоувязаны с другими видами политик:

  • инновационной;
  • налоговой;
  • внешнеэкономической и др.

Инвестиционная политика государства в современных условиях должна быть направлена:

  • на формирование плана развития страны;
  • на оценку потребности в инвестициях по каждой отрасли экономики;
  • на выбор наиболее эффективных способов экономического развития страны и др.

Основные направления инвестиционной политики российского государства в соответствии с международными стандартами должны быть направлены на:

  • поддержание социально-политической стабильности;
  • стимулирование экономического роста;
  • повышение уровня открытости экономики;
  • формирование развитой промышленной и социальной инфраструктуры;
  • повышение конкурентоспособной банковской системы;
  • обучение квалифицированной рабочей силы и др.

Совет! Прежде, чем осуществлять инвестиции, необходимо ознакомиться не только с социально-экономическими показателями страны или региона, но и с оценкой инвестиционного климата рейтинговыми специализированными агентствами.

Модели инвестиционной политики

Существуют следующие модели инвестиционной государственной политики:

  • налоговое стимулирование инвестиционной деятельности;
  • государственно-частное партнерство;
  • смешанная модель, основанная на государственно-частном партнерстве в координации инвестиционных решений.

Налоговое стимулирование

Эта модель предполагает, что стимулирование инвестиций необходимо осуществлять посредством регулирования налоговых инструментов. Для успешного функционирования этой модели важным фактором является развитие фондового рынка.

Распределение инвестиций осуществляется через фондовую биржу. Недостатками модели являются отсутствие стимулов к активному сбережению, а также невозможность быстрого увеличения накоплений.

Государственно-частное партнерство

Эта модель предполагает активное взаимодействие государства и частных инвесторов. Государство аккумулирует денежные средства населения в банках и предоставляет их компаниям в обмен на выполнение ими определенных обязательств.

При данной модели инвестиции в инфраструктуру осуществляются на основе необходимости каждого объекта принадлежать определенной частной структуре. Для реализации этой модели необходим сильный частный сектор и государство, обладающее эффективным управленческим аппаратом.

Плюсом модели является возможность аккумуляции больших средств и использование их с максимальной эффективностью. Недостатком является коррупция при выборе объектов инвестирования.

Смешанная модель

В этом случае используется возможность создания государством частного механизма координации принимаемых инвестиционных решений. Задача государства в этой модели — поддерживать инновационную деятельность компаний посредством финансирования необходимых им разработок. В основном инвестиции направляются на решение проблем фирм-экспортеров, так как именно они быстрее всего готовы перенимать инновации.

Совет! Старайтесь инвестировать в экономики, в которых используется смешанный подход, так как обычно именно инновации приносят большие прибыли.

Механизмы формирования и реализации инвестиционной политики

Механизм формирования инвестиционной политики государства заключается в ориентации инвестиционной стратегии на формирование благоприятной для частных инвесторов инвестиционной среды.

Механизмы реализации инвестиционной политики государства включают в себя определение:

  • надежных источников финансирования инвестиций;
  • методов финансирования инвестиций;
  • сроков реализации инвестиционных решений;
  • ответственности государственных органов за реализацию инвестиционной политики;
  • формирование нормативно-правовой базы инвестиционного рынка;
  • создание комфортных условий для привлечения инвестиций и др.

Механизм государственной инвестиционной политики также включает правила использования общественных ресурсов, таких как :

  • бюджетные средства;
  • земельные ресурсы;
  • государственное имущество.

Значение инвестиционной политики государства для России очень велико.

В современных условиях актуальным является правильная постановка стратегических целей в области инвестиционной политики, включающих:

  • организацию структурного реформирования экономики;
  • создание комфортных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  • создание условий для притока в экономику частных инвестиций;
  • создание новых, высокотехнологичных рабочих мест для молодых специалистов;
  • формирование условий, способствующих привлечению инвестиций в экономику;
  • поощрение привлечения денежных сбережений населения в инвестиционных целях;
  • развитие ипотечного кредитования, способствующего увеличению темпов роста экономики;
  • развитие современных форм лизинга в инвестиционной деятельности;
  • разработка стимулов для эффективного осуществления инвестиционного процесса;
  • создание условий для поощрения инвестиций в венчурный капитал.

Инвестиционная политика государства и механизм ее реализации позволяют стране эффективно использовать имеющиеся ресурсы и улучшать социально-экономическое положение.

В России инвестиционная политика государства и ее особенности в основном связаны с региональными различиями. Россия — очень большая страна, и социально-экономическое положение в каждом регионе отличается, причем, часто очень сильно.

Совет! Инвестировать деньги стоит в те регионы, где власти заботятся о предпринимателях и создают для них благоприятные условия. Инвестирование в регионах с низким инвестиционным климатом тоже возможно, но трудностей на пути инвестора в этом случае будет больше, а насколько больше будет прибыль — неизвестно.