Общество как особая надприродная реальность

Философский смысл понятия общество: подходы и решения

Рассмотрение общества с философских позиций предполагает, прежде всего, выяснение природы данного феномена, его структуры и содержания, закономерностей и особенностей развития. Философски осмыслить общество – значит поставить и решить наиболее общие проблемы, открыть и объяснить законы и тенденции его развития.

Общество в философском смысле представляет собой особую надприродную реальность, включающую человека, целесообразную деятельность людей, ее результаты и складывающиеся между ними отношения. Общество – это развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт его жизнедеятельности[1]. Оно создано деятельностью людей, его существование поддерживается ею. Особенность общества состоит в том, что в своей деятельности люди вступают в определенные отношения друг с другом (общественные отношения), совокупность которых образует социальную сторону их деятельности – устойчивые социальные структуры, обеспечивающие целостность общества.

Общество имеет богатую историю существования и развития. Нет такого фи­лософского направления, принципы которого не использовались бы (разумеется, не всегда с одинаковой степенью успеха) для раскрытия тайн общества. Мысли­тели по-разному объясняли его сущность, содержание и развитие: с точки зрения материализма, идеализма, дуализма, диалектики и метафизики и т.д.

Так, в античности общество отождествлялось с государством. Согласно Платону, люди объединяются в государство, потому что нуждаются друг в друге. Государство – это их совместное поселение и разделение труда между ними, позволяющее им удовлетворять многообразные потребности. Аристотель считал человека «политическим животным», т.е. связывал его особенности с принадлежностью к полису, государству. В Средние века человек существовал в системе строгого подчинения власти божественной и власти, данной от Бога (А. Августин).

В XVII – XVIII вв. понятие общества начало постепенно освобождаться от его тождества с государством. Этому способствовала принятая многими мыслителями (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо) теория общественного договора, согласно которой государство создается самими людьми на основе соглашения (договора) между ними. Заключение общественного договора о создании органов власти в стране означало появление государства.

В дальнейшем позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер) способствовал вычленению из философии специальной науки об обществе – социологии, согласно которой общество рассматривается как целостная система, развивающаяся по общим для всей истории законам; общество – это организм, в котором различные социальные структуры выполняют необходимые для его жизни функции. К. Маркс исходил из того, что структура общества как органической целостности определяется его материальной основой, а социальное развитие подчиняется как общим, так и специфическим закономерностям, присущим отдельным этапам исторического процесса – способам производства, общественным формациям. В XX в. системный подход к обществу разрабатывался в рамках структурно-функционалистской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон), а философия жизни и феноменология (Г. Гуссерль, А. Шюц) привели к становлению социологии «повседневности»[2].

Рассмотрение общества с позиций социально-философского знания позволяет выделить основные подходы к общественной проблематике, к пониманию общества. Существуют следующие философские подходы к обществу: а) натуралистический (движение от природы); б) социопсихологизм; в)концепция социальногодействия человекаи г)теория предметного действия человека. Именно эти подходы широко применяются в современной философии общества.

Суть натуралистического подхода к общественной проблематике состоит в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – космоса. Данный подход присущ позитивизму, социал-дарвинизму и другим биологизаторским концепциям, рассматривающим общество в качестве одного из проявлений органической жизни. С этих позиций подчеркивается особая, детерминирующая специфика общества, роль географических (климат, ресурсы полезных ископаемых, флора и фауна) и демографических (население) факторов, биологии человека, которая рассматривается в духе дарвинизма и генетики. В рамках данного подхода предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти в космос» и там начать новый виток своей эволюции (К.Э. Циолковский и другие «космисты»).

Натуралистический подход к объяснению общества, безусловно, не бесплоден, он исследует довольно значимые аспекты связи общества с природой. Но указанное направление не полностью раскрывает специфику общественного. Поэтому многие исследователи связывают ее не с биологическими, а с более сложными – психическими явлениями. Следовательно, другой подход может быть определен в рамкахсоциопсихологии.

В основе данного подхода лежит конструирование общества по образу и подобию индивида, а сам индивид рассматривается изолированно от общественных условий, например, от материального производства. К тому же психология тесно связывает изучаемые ею явления с физиологией организма человека. Одной из влиятельных форм социопсихологии в настоящее время является инстинктивизм, прежде всего фрейдизм. Инстинктивизм видит истоки социального в инстинктах человека, число которых, по мнению ряда исследователей, колеблется от нескольких до 15 тысяч. По Фрейду, двумя важными инстинктами для человека являются инстинкт жизни – Эрос и инстинкт смерти – Танатос, борьба которых лежит в основе социального бытия. Социальные чувства, нравственность, религия призваны ослабить чрезмерную инстинктивную агрессивность человека.

Дальнейшее развитие социопсихология получила в концепции социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс). Социальное действие всегда личностно и осмысленно, оно связывает индивида с другими субъектами. Каждое действующее лицо отчасти «запрограммировано» существующими в обществе социальными нормами, оно оценивает различные варианты, принимает решения и добивается их выполнения. Таким образом, все общество выступает как система социальных действий. Индивид формируется в результате социального взаимодействия – так происходит его социализация.

Следующий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом предметного действия и его продуктов. Теория предметного действия была разработана К. Марксом, который считал, что социальные действия – это результат индивидуальной человеческой активности, а не человеческих намерений, что людей связывает в социальный организм не общая идея или Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. В основе общественных связей людей, полагал Маркс, лежит система материальных общественных отношений, которые при всей их материальности (т.е. первичности и независимости от сознания) не являются в полной мере вещественными. Здесь на первый план выступает деятельность многих людей, обменивающихся продуктами своего труда. В продуктах деятельности в результате производственной кооперации следы индивидуального как бы смываются. В итоге получается безличное общественное. Таким образом, совместная деятельность множества людей, обменивающихся продуктами этой деятельности, является предпосылкой появления общества.

Рассмотренные подходы к объяснению природы общества имеют нечто общее, а именно: представление о системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития.

Анализ общества как системы характерен для многих философов прошлого и настоящего. По их мнению, оно представляет собой такую целостность, основными признаками которой являются способность развиваться на своей собственной основе, субстратность, структурность, функциональность, способность сохранять себя под воздействием дестабилизирующих внутренних и внешних факторов, наличие подсистем, действие объективных законов и др. Таким образом, общество как система есть упорядоченная, самоуправляющая­ся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, кото­рые образуют качественную целостность и носителями которых являются действующие люди и образуемые ими группы.

Следует отметить, что современное общество представляет собой открытую систему. Это означа­ет, что, несмотря на автономность по отношению к внешнему миру, оно испытывает на себе его активное воздействие, воспринимает и перерабатывает информацию, реагирует на изменяющийся кон­текст. Общество есть адаптивно-адаптирующая система, т.е. оно способно не только приспособиться к окружающей среде, но и из­менять ее в силу возможностей соответственно своим интересам.

Что же делает общество системой? М. Вебер видел системность общества в социальном взаимодействии. По его мнению, основу жизни составляют целерациональные, ценностно-рациональные, аффектные и традиционные социальные действия. Э. Дюркгейм за основу системности общества брал «социальные факты» как сформировавшиеся в обществе устойчивые образования: юридические законы, нормы, традиции, обычаи, денежную систему и т.п. К. Маркс системообразующим элементом называл общественные отношения, в которые индивиды вступают в процессе жизнедеятельности. Спецификой марксистского подхода является определение экономических отношений ведущими, порождающими в конечном итоге все другие общественные отношения. Выделение экономических отношений как приоритетных позволило сформулировать понятие общественно-экономической формации, а общество представить естественно-историческим процессом возникновения, расцвета и смены общественно-экономических формаций.

Многие философы и социологи обращали внимание на такой важный признак общества, как его способность формировать и сохранять устойчивые связи между субъектами. Мыслители различным образом объясняли причину устойчивости общественных связей. Так, Э. Дюркгейм видел ее в наличии «коллективного сознания». Р. Мертон указывал на фундаментальные культурные ценности общества как на базу его существования и стабильности. Э. Шилз считал основой устойчивости общества наличие и функционирование «общей власти».

Устойчивость общества (при всем многообразии его объяснения) как признак системности обусловлена сохранением структуры и функциональности. В теории структурного функционализма Т. Парсонса основой системности общества признана не простая совокупность элементов, а совокупность главных функций данных элементов, выполнение которых и позволяет обществу существовать обособленно от природы и соответствовать своей сущности, реализуя функции адаптации к изменяющимся условиям, рациональной ориентации, распределения внутренних ресурсов, постановки целей и задач и поддержания процесса их достижения, сохранения устойчивости с соблюдением общепризнанных норм и ценностей и, наконец, функцию интеграции в систему новых поколений.

Основные функции, по Т. Парсонсу, обусловливают структуру общества, функционирование и формирование его четырех подсистем: экономики, политики, культуры и родства. Логическим продолжением системного подхода к обществу Парсонса является выделение им в процессе формирования подсистем социальных институтов: государства, политических партий, церкви, школы, семьи, а также социальных норм, ролей, ценностей. Т. Парсонс считал, что чем точнее выполняют социальные институты и субъекты общества свои функции, тем более это общество внутренне упорядочено, тем гармоничнее протекают общественное развитие и согласование связей между субъектами. Напротив, выполнение каким-либо субъектом несвойственных ему функций ведет к внутренней напряженности, дестабилизации или разрушению государственности, общества как системы.

Таким образом, в философском понимании общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, характеризующаяся целенаправленной и разумно ор­ганизованной совместной деятельностью больших групп людей, объединённых на основе взаимных интересов, норм и принципов жизни, с присущей им системой отношений и институтов. Для общества характерно многофакторное объективно-субъектив­ное историческое, формационное, цивилизационное и культурологическое развитие, наличие материальной и духовной культуры.

Основной характеристикой общества как материального образования является системность. Общество как система представляет собой деятельность различных социальных общностей (социальных групп, классов и слоев, этнических и региональных объединений и др.), стремящихся удовлетворить разнообразные потребности и интересы: экономические, политико-правовые, социальные, нравственные, эстетические, религиозные, семейно-бытовые и т.п. Оно функционирует по всеобщим, общесоциологическим и частным социальным законам, что также обусловливает его системность. Наиболее устойчивые и важные виды отношений и деятельности людей образуют основные подсистемы (сферы) жизни общества.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общество как объект философского исследования. Природа, общество, культура. Концепции общественного развития.

Общество – предельно сложная из всех форм бытия. Общество изучается различными частными науками и каждая имеет предметом определенную сторону общества. Философия изучает не частные вопросы, а всеобщее и закономерное в развитии общества, стремится выявить фундаментальные основы общественной жизни. Общество рассматривается с точки зрения универсальных законов, т.е. присущих обществу вообще, в любую эпоху.

Читайте также  Противодействие фальсификации истории

Задача философии – понимание общества как самостоятельной совокупности взаимодействующих людей, обладающей универсальными законами организации и конкретными формами проявления этих законов. Общество – особая наиболее сложная форма бытия, это социальное бытие, социум.

Социальное – особая надприродная реальность. Понятие соц-е означает совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданную им среду из царства природы. Общество – обособившаяся от природы часть мира. Природа – необходимая внешняя среда, но специфика существования общества определяется не природой. Общество в отличие от природы – специфически человеческий способ существования. Общество возникло вместе с человеком и стало формой в рамках которой, единственно возможно существование человека. В таком понимании общество близко к понятию культуры. Культура – важнейшая сущностная характеристика общества. В самом общем смысле культурой можно считать деятельность людей и результаты этой деятельности. Деятельность – главная особенность социального бытия, это специфически человеческая активность. Причиной деятельности выступают разнообразные человеческие потребности, мат, физ, соц и дух. Осознание потребностей порождает интересы, т.е представление о возможных способах удовлетворения потребностей. Таким образом, потребности и интересы выступают материальной причиной общественной жизни, деятельности людей.

Общество – это процесс совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленный процессами производства и воспроизводства их жизни.

Анализ исторического процесса – важ. аспект в изучении общества. Начало философии истории было положено в период средневековья (А. Августин – теологическая) и господствовала до 18 в. Светская концепция наиболее полно представлена в системе Гегеля. С идеальных позиций она стремится выявить законы и направленности исторических традиций. Идеалистич.подход считает что причиной всех проц-в в об-веявлсознанеие людей или мировой дух. Материалистический подход получил развитие в марксизме в концепции исторического материализма. Решающее значение в историческом процессе марксизм придает экономическим и социокультурным факторам – материальному производству и производственным отношения (эк. детерминизм). Материалистическое понимание истории получило развитие в ХХ в. На его основе сложился формационный подход к объяснению исторического процесса. Формация — Определенная ступень, стадия в развитии чего-н. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций: Первобытно-общинная;Рабовладельческая; Феодальная; Капиталистическая; Коммунистическая — переходный этап к коммунизму — социализм.

Наряду с формац. подходом существовал цивилизационный подход, который опирается на теорию локальных цивилизаций (Тоинби, Шпенглер). Выделяются следующие типы цивилизаций:Древние государства;Средневековые государства;Современные государства.

Формацион. подход демонстрирует общие закономерности исторического процесса, основывает принцип преемственности человеческого развития. Однако она оказалась недостаточной в условиях усиления неравномерности развития отдельных регионов и стран, начиная с конца 19 в. также эта модель не предусматривала возможности капиталистического способа производства в плане его эволюции и способности к выживанию.

Цив.модель позволила дополнить представления об историческом процессе. С его помощью был преодолен европоцентристский подход к пониманию истории. Также она позволила соединить объективный подход к истории с пониманием роли субъекта. Однако этот подход был слабее формационного в сфере объяснения общецивилизационных тенденций развития. В ХХ в. стадиальная концепция, которая обосновывает решающую роль научных и технико-технологических факторов развития общества (Д. Делл и др.) В 60-80 гг. ХХ в. сформировалось представление последовательно сменяющих друг друга стадиях развития общества:

-доиндустриальная (аграр)-традиц. общество, где господствовал. традиц тип отношенений. Основная сфера – аграр., осн. рес-с – сырье;

-индустриальная (оснрес-с – энергия, осн сфера – промышленность) –сер 19

-постиндустриальная (оснрес-с – инф-я, осн сфера – наука)

45. Общество как системное образование. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.

Общество – исторически конкретное устойчивое образование, целостность, имеющая внутренние механизмы воспроизводства, самоорганизации и саморегулирования. Это позволяет рассматривать общество как сложную систему, т.е. совокупность элементов, объединенных упорядоченной взаимосвязью и взаимодействия. Целостность системы обеспечивается общественным производством, т. е. совместной деятельностью людей, направленной на производство и воспроизводство их жизни. Общественное производство – процесс, получающий все необходимые слагаемые жизни людей:

-воспроизводство самих людей (+семейно-бытовые отношения)

-материальное производство (производство материальных условий жизни людей)

-духовное производство (создание знаний, опыта, ценностей)

-управление (обеспечение согласованности и целостности общества)

В силу сказанного принято условно делить общество на отдельные сферы, каждая из которых выполняет определенные необходимые задачи в рамках общественного организма. Такое деление является только условным, т.к в реальности все сферы тесно взаимосвязаны.

1. Экономическая подсистема функционирует на основе материального производства, представляет собой совокупность различных форм деятельность в сфере материального производства. В этой сфере реализуется хозяйственная жизнь общества, воплощаются научно технич.достижения и осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. Основной тип отношений – производственные отношения. Собственность – право распоряжаться и использовать нек. долю общественного богатства. Форма собственности решающим образом влияет на всю сферу общественного производства. В собственности могут находиться: средства производства, рабочая сила, результаты материального производства. Собственность – институт экономической сферы, но его действия затрагивают и др. сферы Так исторически сложившееся разделение труда и институт собственности обуславливает соц. стр-ру общества. На этой основе складываются социальные и профес. группы. Собственность определяет право распоряжаться не только матер.рес-ми, но и людьми – переход экономических отношений в политические. Многие соц-эк. Проблемы м.б. решены при помощи полит средств. Способ пр-ва и отношения собственности влияют и на дух.сферу общества: воздействие через соц-эк отношения на сознание людей, мораль, иск-во.

2. Социальная подсистема – сфера взаимоотношений между соц. группами общества по поводу социальных условий их жизни и деятельность. Социальные отношения включают в себя все совокупность вопросов, связанных с существованием и разрешением противоречий в условиях социального расслоения общ-ва, касаются соблюдения социальной справедливости, соц. гарантий, права на соц. защиту и т.д. Эти вопросы касаются сфер трудовой деятельности, быта людей, образования, здравоохранения. Степень удовлетворения социальных потребностей опред. через различные показатели: ур., кач-во жизни индивида, семьи, соц. гр. Эти показатели указывают на эффективность функционирования соц. подсистемы.

3. Политическая подсистема – сфера отношений по поводу власти между социальными и национальными группами, а также разного рода организациями. Главное назначение полит.системы – регулирование общественной жизни, поддержание целостности общественных организаций. Основными институтами являются власть и государство. Власть – способность осуществлять свою волю в рамках определенного сообщества людей. Гос-во – осн. институт власти, концентрирующий в своих руках власт. полномочия и средства их осуществления. Политические отношения – отн. по поводу формирования, распределения, использования власти в обществе, а также реализация полит.прав и свобод отд. полит. субъектов.

4. Духовная подсистема связана с производством духовных ценностей, т.е. знаний, моральных норм, традиций, образцов деятельности и поведения. Дух.сфера формируется исторически, воплощает геогр., нац., религ. и др. особенности развития общества. Она включает в себя элементы, направленные на удовлетворение общественных и личных дух.потребностей. На этой основе в обществе складываются особые отрасли дух.производства и соотв. им институты: наука, образование, иск-во, а также средство сохранения и передачи информации. В дух.подсистеме функц-т общественное соз-е, т.е. целостное дух. явление, представляющее ид. образ мира, формируемый соц. образ мира, формируемый соц. общностями под воздействием надлич. факторов, т.е. мат. условий жизни и дух. культуры общества. Общ.сознание включает 2 ур:

-обыденное (накопленный поколениями опыт деят-ти, нормы, обычаи, нек. мировоззренческие представления в нар худ.тв-ве)

-теоретическое (осмысление явлений общественной жизни, выступает как система логически взаимосвязанных положений)

Общ.сознание несет печать субъективности. Это обнаруживается в элементах: общественная психология и идеология. Общ.сознание неоднородно. Формы общ. сознания: полит., правовое, моральное, эстетическое, религ., филос., научное.

Общество как особая надприродная реальность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие общества

Общество – это особая надприродная реальность, состоящая из людей, их целесообразной деятельности, ее результатов и отношений, складывающихся между людьми. Общество развернуто в пространстве и развивается во времени в рамках человеческого бытия, являясь средой и продуктом его жизнедеятельности.

Вопрос об обществе в качестве саморазвивающейся системы является проблемой социальной динамики. На самом деле, может быть отмечено непрерывное изменение общества. Каждое новое поколение человеческого общества, когда начинает самостоятельное существование, не начинает историю с нуля, а продолжает уже сделанное их предшественниками. В определенной степени их деятельность задается объективными условиями, которые не зависят от воли или сознания.

Готовые работы на аналогичную тему

Система – это сумма элементов, которые находятся в отношениях и связях между собой и при этом образуют некоторую целостность, то есть являются едиными.

Общество представляет надприродную, высшую целостность, включающую всех людей, осуществляющих целенаправленную деятельность, результаты этой деятельности и отношения, складывающиеся между всеми этими звеньями.

Общество, как саморазвивающаяся система, характеризуется следующими особенностями:

  • общество – это некоторое единство или целостность;
  • общество состоит из нескольких, связанных между собой, частей;
  • общество характеризуется определенной целенаправленностью, вектором развития, в качестве системы;
  • выделяют интегративное, системное качество общества, которое отличается от свойств и качеств элементов, из которых оно состоит;
  • общество, относительно Вселенной и природы является подсистемой, качественное отличие которой – это осуществление развития исторической человеческой действительности посредством преобразующей деятельности.

Проблема движущих сил истории заключается в неоднозначном определении источника общественного развития. Сегодня существует масса факторов, которые выступают независимо как объяснительная сторона исторического развития. В зависимости от детерминант, известных для рассматриваемого исторического процесса, выбирают основные философско-исторические концепции:

  • географический детерминизм;
  • экономический детерминизм;
  • технологический детерминизм.

Концепции исторического общественного развития

К особой группе относят концепции, в которых роль основной детерминанты исторического развития выполняют духовные факторы. Такие детерминанты представляют собой основу системных теорий исторического процесса: натурализма, идеализма или материализма.

Приверженцы натурализма или связывали характеристики общества со свойствами окружающей природной среды. К таким авторам относят Монтескье По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Монтескье подробнее , Бокля, Мечникова – все они видели схожесть структуры и функций общества с органами и функциями живого организма.

Еще один подход к определению основ общественной жизни и человеческого бытия и его истории выстроен на признании абсолютной приоритетности сознания над всеми остальными сторонами деятельности людей. Такой подход – идеалистический. Ученые, согласные с данным взглядом, считают основанием любого человеческого действия любой идеальный побудительный мотив, цель, установки, которые всегда опережают их реальные действия. Общественные теории, базирующиеся на идеализме, имеют более высокий уровень концептуализации. В соответствии со взглядами Гегеля По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Гегеля. подробнее , самодвижение мирового духа после его возвращения из небытия состоит из трех стадий, каждая из которых делится в свою очередь еще на несколько. Например, субъективный дух в антропологии, феноменологии и психологии раскрывает свою суть. Объективный дух представлен правом, нравственностью, государством. Абсолютный дух, представленный религией, искусством, философией является финалом пути самопознания мирового духа. В этом случае выделяют несколько признаков системы: основные ступени или элементы, а также объединяющий их в единое целое мировой дух, в ходе своего целенаправленного развития.

В материализме исходным и главным принципом выступает признание первичности общественного бытия относительного общественного сознания, а также его обратного активного влияния на материальный процесс общественной жизни. Карл Маркс видел источником общественного существования и развития само общество – область непосредственного производства и воспроизводства людьми средств собственной жизнедеятельности. Он доказывал, что существование и развитие общества изначально определяла экономика, то есть отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Именно такую точку зрения отстаивала школа исторического материализма. Значимое место в историческом материализма отведено учениям, затрагивающим общественно-экономическую формацию, базис и надстройку, социальную революцию, движущие силы общественного развития.

Читайте также  Диалектика раба и господина Г. В. Ф. Гегеля

Термин «социальная синергия» обозначает всю совокупность объективных и субъективных явлений общественного типа существования материи, которая в конечном счете обеспечивает человеческую жизнь в рамках некоторого порядка, а не хаоса.

Социальная синергия, в общем смысле, представляет собой пространство для самоорганизации людей в их совместной деятельности. Общество через социальные человеческие взаимодействия предстает преимущественно в качестве спонтанно самообразующаяся суперсистема. В таких условиях можно отследить фундаментальное противоречие социума – противоречие, возникающее между объективностью и субъективностью, между сознательно регулируемыми и самовоспроизводящимися объектами и процессами.

Социальная философия: Учебное пособие (2 стр.)

Привлекательна в этом плане и задача, поставленная почти 200 лет тому назад французским мыслителем, социалистом-утопистом А. Сен-Симоном. Он подчеркивал, что основная задача науки об обществе заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих понять ее, чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области[3].

Итак, подлинно философские трактовки социальной философии, ее задач и предмета фокусируются на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении лучшей жизни человека. Именно эти интересы (а не мифические «комплекс Эдипа» или «диктатура пролетариата») должны просвечивать все исследования по социальной философии. Научность социально-философского познания должна сливаться с гуманистичностью – таков ведущий принцип познания в сфере социальной философии.

Достаточно широкую, как представляется, общую характеристику предмета социальной философии можно теперь завершить двумя краткими определениями ее понятия:

1) социальная философия, «основываясь на принципе антропоцентризма, исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом»[4];

2) «…прямой задачей социально-философской теории является понимание общества как особого самодостаточного коллектива взаимодействующих людей, обладающего универсальными законами организации и конкретными формами их проявления… Предметом изучения социальной философии является не только общество, но и социум, или социальность вообще, как особая неприродная, точнее, надприродная реальность (независимо от коллективных или индивидуальных форм ее проявления)»[5].

В социальной философии имеются разные точки зрения почти на каждую проблему, да и на весь комплекс ее проблем. Со многими из этих подходов можно познакомиться по тем учебным пособиям, которые названы в предисловии; некоторые из них будут охарактеризованы в этом учебнике. Однако уже сейчас целесообразно коснуться двух широко распространенных подходов: цивилизационного и формационного.

Термин «цивилизационный» происходит от слова «цивилизация», которое имеет много значений и используется даже в социальной философии, или философии истории, в различных смыслах в зависимости прежде всего от общей позиции философа или социолога. Примем за исходное понимание цивилизации, противополагающее ее периоду дикости и варварства человечества и связывающее становление цивилизации с формированием человеческой культуры. В «Новой философской энциклопедии» говорится: «Цивилизация (от лат. civilis гражданский, государственный) – это понятие, известное со времен античности, где оно как некая форма и порядок жизни противопоставлялось варварству», а в качестве самостоятельного термина, соотнесенного с понятием «культура», вошло в словоупотребление и научное обращение в XVIII веке (в период Просвещения во Франции). Именно в это время оно приобрело широкий социально-философский смысл для обозначения определенной стадии всемирно-исторического процесса. Понятие «цивилизация» позволяет зафиксировать начало собственно социальной стадии эволюции человеческого рода, выход его из первобытного состояния; динамику развития общественного разделения труда, информационной инфраструктуры, доминирующей формы социальной связи и социальной организации в рамках «большого общества». Исходя из этого предельно широкого понимания феномена цивилизации в современной историографии и философии, принято выделять три основные исторические формы (типа) цивилизационного мироустройства: 1) земледельческую (аграрную), 2) индустриальную (техногенную) и 3) информационную (постиндустриальную). Некоторые из социологов уточняют, что первая (доиндустриальная) стадия есть аграрно-ремесленная и охватывает не только первобытно-патриархальное общество, но также и рабовладельческое и феодальное общества; техногенное же общество соотносится с появлением и широким распространением машин и квалифицируется как «индустриально-машинная» эпоха человечества (в двух ее ипостасях «капиталистической» и «социалистической»).

Данная цивилизационная концепция, базирующаяся, в первую очередь, на критерии разграничения эпох по технологическому критерию, имеет многих своих сторонников среди современных философов и социологов. Мы в дальнейшем познакомимся более подробно с одним из его представителей – американским социологом Д. Беллом (его фундаментальный труд «Грядущее постиндустриальное общество» впервые издан в США в 1973 г., а в русском переводе – в 1999 г.).

Представителем, а точнее, основоположником формационного подхода явился К. Маркс. Он подразделил все общества в истории человечества по «форме» способа производства, каковой были производственные, прежде всего имущественные отношения. Им выделялись: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (с первой фазой – социалистической) общественно-экономические формации. К ним добавлялась еще одна – «азиатский способ производства». Производительные силы, базис и надстройка составляют основной каркас общественно-экономической формации. Помимо названных трех подсистем, общественно-экономическая формация включает в свой состав культуру, нации, семью и другие структурные образования социума. Общественно-экономическая формация, как было принято определять это понятие, есть общество на том или ином этапе его развития.

В литературе отмечаются как положительные моменты этих двух подходов (цивилизационного и формационного), так и их недостатки. Некоторые исследователи полагают, что первый подход позволяет сосредоточить внимание именно на технологической основе общества, т. е. на производительных силах, на эволюционных и революционных («волновых») их изменениях, не привязывая их однозначно к производственным отношениям, а также к политической сфере и культуре. Политическая сфера и культура автономны (хотя и испытывают влияние производительных сил и имущественных отношений). Трудно понять, по мнению этих оппонентов, однозначную связь производственных отношений с производительными силами при рабовладении и при феодализме. Отсутствие однозначной связи являет собой и такой известный факт: в какой-то период США и СССР, имея разные имущественные отношения, основывались на однотипных производительных силах; уже одно это опровергает взгляд, будто производительные силы решают судьбу производственных отношений.

Складывается в целом представление, что формационный подход и цивилизационный подход, если преодолеть их крайности, могут быть совместимы друг с другом; они взаимодополняемы.

В дальнейшем будут подробнее рассмотрены эти подходы, а сейчас целесообразно остановиться на движущих силах развития общества и на основных сферах жизни общества.

Глава II ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Очевидным является факт, что общество изменяется. Достаточно вспомнить, какие события происходили в XX столетии: изобретения радио, телевидения, атомной бомбы, создание компьютерной техники, революции в социальной сфере, две мировые войны и многое другое. Общество не стоит на месте. Другое дело в каком направлении оно изменяется. И нет ли такого феномена, когда изменения к лучшему в одних отношениях оказываются сопряженными с изменениями к худшему в других отношениях? И какая тенденция может в конце концов возобладать: первая или вторая?

Вопрос об изменениях общества и их характере привлекал к себе внимание как мыслителей античности, средних веков, так и мыслителей нового времени. Значителен интерес к нему и в последние столетия. Этот вопрос влечет за собой размышления: а каковы же факторы происходящих изменений, что в целом обусловливает движение социума? Выяснить, допустим, родоначальников классической механики (следовательно, и указать ее «причину»), как и создателей науки генетики (и ее «причину»), не представляет особого труда. Эти и им подобные «изменения» в обществе уже давно установлены. Но изменений в обществе (больших и малых) даже за короткий отрезок времени – множество; что же, спрашивается, обусловливает целостное изменение общества? Ответ на этот вопрос уже не такой простой, он не столь очевиден, как в случае с основоположниками классической механики или генетики. Здесь приходится мысленно проникать в глубины социального бытия, в сущностные связи и отношения, переплетенные, как правило, с несущественными и случайными процессами и событиями. Человечество в лице своих мыслителей пыталось установить те факторы объективного и субъективного порядка, которые стали называться движущими силами общественного развития.

Формационный и цивилизационный подходы к анализу развития общества.

Вопрос 27.

Человек в системе социальных связей.

Философия в отличие от конкретных наук , изучающих отдельные стороны жизни общества, изучает всеобщее и закономерное развитие общества, стремится выявить фундаментальное основание общественной жизни.

Задачей философии является понимание общества как особого самодостаточного коллектива взаимодействующих людей, обладающего универсальными законами организации и конкретными формами их проявления.

Общество представляет собой особую наиболее сложную форму бытия – социальное.

Социальное – это особая надприродная реальность, обозначающая совокупность свойств и признаков, выделяющих человека и созданный им мир из царства природы.

Главная особенность человеческого существования, отличающая человека как надприродного существа — это целенаправленная деятельность. Причиной деятельности, совершаемой людьми, является разнообразные потребности.

Осознание человеком потребностей порождает интерес, т.е. определенные отношения к средствам удовлетворения потребностей.

Общество – это процесс совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленный потребностями производства и воспроизводства их в жизни.

1)Идеалистический подход. Конечной причиной всех изменений в обществе считается сознание людей. Делается вывод о том, что сознание первично, а все остальное в обществе – вторично, т.е. производно от сознания и определяется им, исходя из этого все общественные явления истолковываются как воплощение сознания. Главным в развитии общества является духовное развитие каждого индивида.

2)Материалистический подход. Причина всех процессов, происходящих в обществе, в материальных условиях жизни людей, их общественном бытии, которое истолковывается, как объективная основа возникновения и развития сознания. Т.о., сознание производно от содержания общественного бытия людей и материальных условий их жизни.

Вопрос 28.

Общество и его структура.

Социальная философия изучаетобщество, его законы, исторические формы, структуру общества, социальные процессы и другие явления в их системных связях, выступает методологическим основанием социальных наук.

Общество имеет свою структуру,рассматриваемую через его сферы:

Философское познание системы общества выявляет входящие в него морфологические элементы:

2)социальные субъекты (классы, страты),

5) социальная динамика и пр.

Одной из важнейших проблем современной социальной науки является отделение общества от государства, т.е. понимание их взаимосвязи через отношение подчинения: то ли государство является частью системы общества, то ли они тождественны.

Вопрос 29.

Формационный и цивилизационный подходы к анализу развития общества.

Формационный подход к истории ориентирован на познание и раскрытие объективных основ общественной жизни посредством категорий «способ производства», «базис», «надстройка», т.е. с позиций естественно-исторического развития.

Читайте также  Электрические свойства молекул и межмолекулярные связи

Из формационной теории достаточно определённо вытекала идея прогресса истории на основании прогресса материального производства.

Одним из элементов надстройки выступает общественное сознание, т. е. совокупность взглядов данного общества на различные стороны устройства мира и социальной жизни.

Эта совокупность взглядов имеет определенную структуру. Взгляды делятся на два уровня. Первый уровень составляют эмпирические (опытные) взгляды людей на мир и собственную жизнь, накопленные на протяжении истории данного общества, второй — теоретические системы идей, разработанные профессиональными исследователями.

Цивилизационный подход.Суть данного подхода состоит в том, что любая исторически развивающаяся система состоит из специфической общественно-производственной технологии и соответствующей ей культуры, сущность которой заключена в творческой деятельности людей и её результатах — как духовных, так и материальных. Поэтому правильнее будет говорить не о формации, а о цивилизации, характеризующейся всем тем, что составляет менталитет данного народа.Цивилизационный подход ориентирует на познание истории во всех формах жизнедеятельности людей -социальной, духовной, политической. Другими словами, если с точки зрения формационного подхода история познаётся с позиций проявления объективных закономерностей, то цивилизационный подход изучает те специфические условия, в которых человек предстаёт субъектом истории, где мировоззренческие представления и духовные факторы играют не меньшую роль в развитии общества, чем материальные.

Таким образом, оба исторических процесса — переход к цивилизации и переход к первой классовой формации самым существенным образом наложились друг на друга и в совокупности составили такой переворот, который по своей кардинальности можно сравнить только с происходящими ныне процессами социализации в развитых, цивилизованных странах.

Человек в системе социальных связей

Связь и отношение — это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

Виды социальных связей и отношений (материалистическая трактовка общества):

  1. первичные (материальные, базисные);
  2. вторичные (идеологические, надстроечные).

Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и другие. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

Идеалистическая трактовка общества:

  • исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. «Порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.

Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое .

Общество или социум (в самом широком смысле) – надприродная реальность, возникающая в результате специфической активности человека, это системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Общество (в узком смысле) — это сумма социальных связей и система разнообразных социальных отношений, взаимно обусловливающих друг друга, возникающих в результате совместной деятельности людей.

Обществом мы называем только высший уровень организации социальной системы , когда она оказывается самодостаточной .

Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют:

  • люди (движущая сила исторического процесса);
  • вещи (в них социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, закрепляется культурная традиция);
  • идеи (выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое).

Сущность общественных связей и отношений:

  • соединяют людей, вещи и идеи в единое многомерное целое; отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете.

Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающей именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.

Социальность — это специфическое свойство, уникальное качество, присущее только человеку, которое возникает из реального взаимодействия реальных людей. Человек – существо, прежде всего, коллективное. Жизнь людей взаимо­обусловлена, т. е. люди могут жить, только общаясь друг с другом, обме­ниваясь опытом, воздействуя друг на друга.

В результате специфической активности человека возникает надприродная реальность — общество (в самом широком смысле). Это уже модель «социальности вообще» , т. е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Человек и мир человека двойственны, и осознание этого факта позволяет дать качественный анализ общества как системы.

Главное в таком анализе — пространственно-временные характеристики общественно-исторического процесса, понятия социального времени и социального пространства Оба эти понятия относятся не только к обществу, но и к повседневной жизни каждого человека, где происходит как бы «стягивание» общественных связей и отношений в единый «узел» бытия индивида. Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений , в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений.

Вместе с тем отношения человека к обществу — это внутренне глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности человека в обществе и в то же время отстраненности, дистанцирование человека от общества. Процессы объективации и субъективации человека в обществе взаимосвязаны: с одной стороны, человек предстает как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни общества, выходя таким образом за пределы своего Я. С другой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, как неповторимый «уникальный» феномен, соединяющий в себе природные, социальные и духовные качества в индивидуальном сочетании.

Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном итоге, утрате им своей идентичности, своего Я. Человек может отчуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д.

Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе.

Основные этапы взаимодействия человека и общества:

  1. Система личной зависимости людей в связи с переходом от этапа охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства. Образуется система социальных связей, характеризующаяся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального воспроизводства.
  2. Общество как система вещных зависимостей , когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления с экстенсивным типом развития, что ведет к «одномерности» человека.
  3. Следующий (новый) этап — Этап личностной реконструкции социальности, об отношениях «свободных индивидуальностей», что может дать новый импульс развитию человеческих качеств.

Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем. Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях «свободных индивидуальностей», что может дать новый импульс развитию человеческих качеств. Вещная зависимость людей друг от друга, о которой шла речь выше, может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится «узлом» всех типов социальной организации.

Социальная структура общества — совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия.

Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспектив развития. Историческими формами социальных общностей являются:

    • семья,
    • род,
    • племя,
    • народность,
    • нация.

Семья – это вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Род – это общность людей, основанная на кровнородственных связях.

Племя – это форма общности людей, в основе которой лежат родовые отношения. Племена разобщены между собой по территории обитания, языку и культуре.

Народность – это форма общности людей, которая формируется в процессе слияния племен. Для нее характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков – единым языком.

Нация или народ – это общность людей, для которой характерны общность территории, экономической жизни, языка, национального характера и культуры.

Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666» дает следующее определение:

  • Многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) — сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием.

Интересная статья по поводу «российской нации», закон о которой пытаются пропихнуть некоторые деятели во главе с президентом Путиным, по ссылке http://www.rus-obr.ru/ru-web/13505.

Класс — большая группа людей, которые отличаются друг от друга

  1. по их месту в исторически сложившейся системе общественного производства, п
  2. о их отношению к средствам производства,
  3. по их роли в общественной организации труда,
  4. по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

В системе социальных связей классового общества классы играют определяющую роль. Марксистская теория классов обосновывает объективный характер классовой борьбы как движущей силы истории. В современном обществе классовая борьба от насильственных методов все более переходит к цивилизованным методам социального партнерства.

Своеобразным способом существования со­циального является деятельность, которая представляет собой субстанцию общественной жизни и ока­зывается наиболее широким понятием социальной философии. Деятельность вы­ступает не только как способ существования социальной действительности, но и как основание ее внутренней системной целостности.