Принципы местного самоуправления

Классификация принципов местного самоуправления в РФ

Аннотация. В статье автор рассматривает существующие в научных источниках классификации принципов местного самоуправления. Внимание уделяется различным точкам зрения, которых придерживаются исследователи данной проблемы, также исследуются нормы законодательства – Конституции и федеральных законов. В завершение статьи формулируется собственный вывод автора по проблеме классификации существующих принципов местного самоуправления на сегодняшний день.

Как любая деятельность, местное самоуправление строится на определенных, закрепленных законодательно, принципах. Однако на современном этапе наиболее актуальной и мало исследованной по-прежнему остается проблема, связанная с классификацией указанных принципов. Каких-либо специальных исследований в науке пока что не представлено, а те толкования, которые содержатся в общей теории управления, весьма противоречивы и многообразны [1]. Сам факт отсутствия классификации принципов МСУ является серьезным препятствием к их научно систематизации. [2]

Важнейшим шагом на пути к систематизации принципов МСУ стало их закрепление в Конституции РФ 1993 г. Как полагают некоторые исследователи, в частности, Н.С. Бондарь, законодательно в Конституции закреплено следующее: самостоятельность, проявляемая в том, что население решает вопросы местного значения, согласно ст. 12 и 130, а исходя из ст. 12, МСУ является обособленным в системе государственного управления, обладает многообразием организационных форм, согласно ст. 131[2]. Кроме того, Конституция гарантирует непосредственное осуществление МСУ гражданами, либо через выборные ими органы и лиц. Согласно статьям 132 и 133, местное самоуправление должно обеспечиваться финансово, а также имеет право на защиту интересов в суде. Немаловажным является принцип ответственности: так, органы МСУ и их должностные лица отвечают перед населением, иными лицами, государством, а при осуществлении МСУ обязательно должны соблюдаться права и свободы человека, законность и гласность. Нельзя обойти также традиции и обычаи, исторически сложившиеся в той или иной местности.

Появление новых попыток систематизации принципов МСУ в научной литературе пришлось сразу после принятия ФЗ от 1995 г. № 154[3], утратившем силу в данный момент, в котором конституционные принципы были отражены полностью. Если смотреть наглядно на примерах каких-либо отдельных субъектов, то подавляющее большинство перечней таких принципов отражает положения действующих законов субъектов РФ о МСУ. Ярким примером является Закон Иркутской области от 15 декабря 1997 года №44-оз[4], статья 2 которого закрепила финансовую, организационную, экономическую и правовую самостоятельность МСУ в вопросах местного значения, а также вышеприведенные принципы, которые отражены в Конституции [5].

Существуют и другие классификации принципов МСУ, которые встречались в научной литературе. Так, по мнению Е.М. Ковешникова, классификация рассматриваемых принципов должна выглядеть следующим образом:

– самостоятельность населения в решении местных вопросов;
– обособление МСУ в организационном плане от органов государственной власти;
– самостоятельность МСУ в финансово-материальном плане;
– различные виды форм МСУ и его территориальная организация;
– органы МСУ должны избираться и сменяться время от времени;
– органы МСУ должны действовать на основании закона, соблюдая права и свободы человека;
– обязательный учет мнения и интересов населения, а также ответственность перед ним;
– гарантии и гласность в деятельности МСУ;
– обязательный учет местных традиций и обычаев [6].

Если говорить не о классификации, а о попытках систематизировать принципы МСУ, то в литературе они также встречались. Н.В. Постовой выделил и систематизировал принципы МСУ следующим образом:

1. Экономическая самостоятельность. Данная группа принципов включает в себя такие аспекты, как: равноправие муниципальной собственности с другими формами, самостоятельность в осуществлении правомочий собственника по данному виду собственности, а также в утверждении и исполнении местных бюджетов. Кроме того, проявление экономической самостоятельности выражается в самостоятельном установлении местных налогов и сборов и соответствии материально-финансовых ресурсов компетенции МСУ.

2. Организационно-правовая направленность проявляется в том, что население самостоятельно решает местные вопросы, формы МСУ имеют организационную обособленность, в вопросах, касающихся изменения границ территории, обязательно учитывается мнение населения. Кроме перечисленных, в данную группу принципов автор также относит законность, гласность, коллегиальность, ответственность и соблюдение прав и свобод человека в деятельности МСУ, а также принцип взаимодействия с государством [7].

Но вышеназванные классификации принципов МСУ не являются исчерпывающими. Многими исследователями предпринимались попытки выделить собственные принципы, которые пока что не получили законодательного закрепления. Таковыми являются:

— обязанность государства организовывать МСУ;
— принципы, по которым должны формироваться муниципальные образования;
— деятельность МСУ должна выстраиваться на демократических началах;
— права МСУ стабильны и закреплены конституционно, а также на уровне ФЗ;
— местные органы вправе осуществлять некоторые полномочия государства;
— акты МСУ обязательны к исполнению;
— органы МСУ и их должностные лица несут ответственность, являясь подконтрольными государству;
— солидарность, субсидиарность и сотрудничество с государственной властью.

Но если мы проанализируем нормы ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131[8], то станет ясным, что принципы МСУ в нем не отражены. Как полагают известные исследователи О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев, закрепить все принципы в законодательстве невозможно [9]. Опираясь на преамбулу данного ФЗ, авторы выделили несколько групп таких принципов: общие правовые, территориальные, организационные и экономические. Но, тем не менее, они не отрицают наличие определенных принципов в общей системе, точно и четко сформулированных в Конституции РФ, ФЗ, а также в значимом международном документе – Европейской Хартии местного самоуправления[10]. Исходя из собственных умозаключений, О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев выделяют де группы в общих принципах МСУ: это принципы с высокой степенью обобщенности, и иные общие принципы.

К первой из названных групп авторы отнесли такие, как самостоятельность населения при решении местных вопросов, организационную обособленность МСУ, сочетание двух форм выражения МСУ – представительная демократия и прямое выражение гражданами своей воли, принцип соответствия полномочий МСУ его материальным ресурсам, ответственность перед населением, многообразие форм осуществления, соблюдение прав и свобод человека, законность, гласность, коллегиальность и единоначалие, а также гарантия государством МСУ [9].

Среди иных научных источников также встречается частое воспроизведение вышеуказанных принципов, однако некоторыми авторами все-таки делаются попытки их систематизации.

В трудах отдельных исследователей можно встретить деление принципов МСУ на три группы. В первую из них входят общие условия МСУ: права и свободы человека, государственные гарантии, законность. Что касается второй группы, то она представлена принципами, затрагивающими вопросы самостоятельности МСУ: организационное обособление, самостоятельность населения в решении местных вопросов, соразмерность полномочий финансам. И, наконец, в третью группу ученые относят все то, что касается форм МСУ: это многообразие организационных форм, а также вышеупомянутое сочетание форм волеизъявления граждан, выборность МСУ, а также гласность, коллегиальность и ответственность.

Несколько иная классификация предложена В.С. Четвериковым. Автор выделяет принципы правового и организационного характера. Первую группу, согласно позиции автора, образуют такие принципы, как самостоятельность, народовластие, социальная справедливость, демократизм, ведущая роль закона, разграничение компетенции, законность, приоритет прав человека, легитимность, гласность. Другая группа представлена плановостью, объективностью, разделением и закреплением функций, рациональностью, научностью, ответственностью, а также двойным подчинением, сочетанием единства с коллегиальностью [11].

Как считает ряд исследователей, положения Конституции закрепили почву для основных принципов МСУ и в целом муниципального права, которыми являются: законность, организационная обособленность и самостоятельность МСУ в осуществлении своих полномочий, приоритет прямой и представительной демократии, финансовая независимость муниципалитетов, равное бюджетное обеспечение муниципальных образований, единство подхода к ним, ответственность перед населением, государством, гражданами и юридическими лицами [7].

Вышеприведенный анализ позволяет говорить о произвольном формировании авторами перечня принципов МСУ. Первое, что обращает на себя внимание, это перечисление авторами лишь конституционных и иных принципов МСУ, которые получили законодательное закрепление. На наш взгляд, правильным решением будет создание такой классификации рассматриваемых принципов, которая бы отражала объективные закономерности развития российской государственности на данном этапе. Она могла бы выглядеть следующим образом:

1) принципы, характеризующиеся основами конституционного строя. Указанными принципами определяются базовые отношения, возникающие между личностью, государством и обществом;
2) конституционные принципы, имеющие прямое отношение к основам местного самоуправления.

Но существуют и такие принципы МСУ, которые напрямую не провозглашены в Конституции, однако выявляются благодаря ее системному тщательному анализу. Таковыми можно считать:

1. государство ответственно за то, как развиваются поселения;
2. органы МСУ и государственные органы должны взаимодействовать, решая вопросы по жизнеобеспечению муниципальных образований;
3. установление государством ограничений для МСУ в решении вопросов местного значения.

Таким образом, рассмотрев существующие точки зрения по вопросу о классификации принципов МСУ, мы можем сделать вывод о недостаточной научной проработанности данной проблемы, необходимости ее более углубленного исследования. Это обусловлено отсутствием четкой систематизации указанных принципов в научных источниках, так как авторы, занимавшиеся данным вопросом, предпринимали лишь попытки классифицировать те принципы, которые уже закреплены в законах и Конституции, однако принципы, не получившие официального закрепления, до сих пор остаются без научного внимания.

Читайте также  Рельеф и геологическое строение Средней Сибири

Основные принципы местного самоуправления

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответствующие законы субъектов Российской Федерации, основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

1) самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путём местного референдума, муниципальных выборов, сходов, других форм волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Эти и другие формы организации и осуществления местного самоуправления регулируются уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Решения принятые путём прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Самостоятельность муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий.

2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

Основное содержание этого принципа раскрывает статья 12 Конституции РФ: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что должностные лица местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих (ст.1)

3) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признаёт и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст.8). Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образования является муниципальная собственность и местный бюджет.

4) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением. В случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы, а также непосредственно решает в соответствии с Законом вопросы местной жизни «под свою ответственность».

5) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Законодательство предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения: наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления, а также вопросы организации местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учётом исторических и иных традиций, и другие вопросы местного самоуправления (ст.8 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция РФ признаёт человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст.18).

7) законность в организации и деятельности местного самоуправления. Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией и федеральными законами (ст.133). Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, берёт на себя обязательство осуществлять контроль лишь за соблюдением местным самоуправлением или его органами правовых норм, а не за целесообразностью или качеством принимаемых местным самоуправлением и его органами решений по вопросам местной жизни.

8) гласность деятельности местного самоуправления.

Реализация принципа гласности в работе местного самоуправления, его органов и должностных лиц означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней население муниципального образования.

9) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.

Вместе с тем, принцип единоначалия, в деятельности исполнительных органов управления в системе местного самоуправления, допускает использование и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью. Так, практика местного самоуправления показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при главе местной администрации в составе руководителей структурных подразделений местной администрации или ином составе и выполняет совещательные функции.

10) государственная гарантия местного самоуправления.

Осуществление рассматриваемого принципа означает прежде всего создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Органы местного самоуправления: основные полномочия

Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ.

«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.

Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.

К таким полномочиям, в частности, относятся:

— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;

— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;

— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;

— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;

— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;

— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;

— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;

— утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;

— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;

— организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;

— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

— обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;

Читайте также  Ресурсы и полезные ископаемые Италии

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;

— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

И многие другие. Подробнее о полномочиях органов местного самоуправления вы можете узнать на сайте профильного Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

§ 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

Концепция местного самоуправления исходит прежде всего из того, что местные сообщества населения представляют собой один из.

Кроме того, принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.

Сила и влияние органов местного самоуправления в различных странах отражают степень демократизма существующего политического режима.

Значение органов местного самоуправления определяется еще и тем, что в повседневной жизни граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку они оказывают решающее влияние на создание в соответствующей территориальной единице условий для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической и политической деятельности определяется центральными органами государственной власти и управления. Большое значение имеет и то обстоятельство, что органы местного самоуправления связаны организационным единством, имеют полномочия обладать и распоряжаться определенной собственностью, заключать сделки, распоряжаться местным бюджетом и т. д. Поэтому в условиях рыночной экономики необходимость широкого самоуправления на местах, как правило, поддерживается и защищается большинством населения любой страны.

В настоящее время наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т. д. Коммунальное самоуправление, например, в Германии, ха-рактеризуется следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических государств: самостоя-тельным независимым от других органов осуществлением мест-ных коммунальных функций, собственной ответственностью в решении местных общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе.

Сложившееся, например, в Латинской Америке законодательство о местном управлении было обусловлено рядом факторов, в том числе влиянием испанского колониального законодательства. История возникновения здесь органов местного управления берет начало именно с этого периода. Органам власти на местах предоставлялись, с одной стороны, довольно широкие полномочия, а с другой — они находились под жестким контролем со стороны центральных властей. Первые подобные учреждения возникли в Мексике еще в 1519 году, и их деятельность регулировалась специальными ордонансами, принятыми испанским парламентом — Кортесами. Городским муниципалитетам предоставлялось имущество в собственность, право решения местных вопросов, сбора налогов и издания нормативных актов. Однако руководители муниципальных органов — главные алькальды (мэры) или коррехидоры (со-ветники) — считались служащими центральных властей. Так, впервые в Латинской Америке была введена система административной автономии, т. е. значительной самостоятельности местных учреждений в рамках закона, но под жестким контролем со стороны центральных властей через их представителей на местах. Этот принцип, ставший основополагающим в законодательстве о местном управлении, до настоящего времени применяется в Латинской Америке.

Так, статья 29 Конституции Венесуэлы 1961 г.

Бразилия, например, включает свыше 4300 муниципалитетов, которые имеют право самостоятельного управления во всем, что относится к их интересам. Муниципалитеты имеют политическую, административную и финансовую автономию. Вместе с тем, поскольку Федеративная Республика Бразилия построена на прин-ципах значительной централизации, включающей право центральных властей на самое широкое вмешательство в дела субъектов федерации, конституции штатов предусматривают аналогичный институт вмешательства в дела муниципалитетов. Основаниями могут послужить нарушения муниципальной автономии, задолженность по федеральным платежам, невыполнение федеральных законов или судебных решений, нарушение прав человека и т. д. Принцип федерального вмешательства имеет конституционную основу, он закреплен статьями федеральной Конституции и конституциями штатов, в состав которых входят муниципалитеты. Принцип федерального вмешательства рассматривается бразильскими исследователями как одна из гарантий сохранения целостности государства и обеспечения нормального функционирования конституционных органов власти, демократического режима и системы местного управления.

Органы местного самоуправления опираются обычно на разветвленный чиновничий аппарат, от которого прямо зависит эффективность работы этих органов. Органы местного самоуправления непосредственно осуществляют управленческие функции на местах, одновременно выступая в качестве юридически самостоятельного элемента механизма власти. В настоящее время органы местного самоуправления и их исполнительный аппарат представляют собой один из крупнейших по численности элементов управленческой системы.

Юридическая и фактическая самостоятельность органов местного самоуправления в ряде современных государств носит особый специфический характер.

На практике принцип местного самоуправления означает передачу тех или иных административных полномочий, имеющих чисто местное значение, в ведение органов, избираемых непосредственно населением данной территориальной единицы. В демократических государствах относительно роли органов местного самоуправления действует доктрина «муниципальная власть — вне политики». Это означает, что органы местного самоуправления не должны решать политические вопросы, поскольку решение политических вопросов затрагивает интересы всего государства, и, следовательно, не может иметь чисто местное значение. Это, конечно, не означает, что органы местного самоуправления не подвержены политическому влиянию, что просто невозможно, т. к. они избираются по партийным спискам региональных общественных организаций. Смысл концепции «муниципалисты — вне политики» преследует цель более четко разделить компетенцию региональных и центральных органов, не допустить вмешательства региональных органов в решение общегосударственных вопросов.

Лекция 2: «Местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества»

2.5. Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления — это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала (идеи), лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление муниципальными делами.

Принципы закреплены в Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других законодательных актах. Это придает принципам нормативно-правовой характер общеобязательных требований.

Классификация принципов проводится по источнику. Принципы делятся на конституционные или общие и иные.

К принципам местного самоуправления относятся:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения (ст. 12 и 130 Конституции).

— Самостоятельность в осуществлении гражданами местного самоуправления реализуется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

— Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

— Население самостоятельно определяет организационную форму, структуру и наименование органов местного самоуправления.

— Законодательно закрепленная финансово-экономическая самостоятельность муниципального образования.

2. Организационная обособленность местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций (ст. 12 Конституции).

— Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

— Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

— Являясь властью публичной, местное самоуправление через свои органы взаимодействует с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, участвует в гражданском обороте в своем интересе и от своего имени.

— Между муниципальными образованиями исключается взаимоподчиненность.

— Должностные лица местного самоуправления не состоят на государственной службе.

3. Обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами (ст. 132 Конституции).

— Самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджета. Признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности.

— Гарантирование минимальных бюджетов на уровне не ниже минимальной бюджетной обеспеченности, установленной уполномоченным органам уровня субъекта Федерации.

— Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями только с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

— Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (ст. 131 Конституции) (организационные формы осуществления местного самоуправления будут рассматриваться в отдельной теме лекции) .

5. Гарантия права местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции).

— Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления могут предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений.

Читайте также  Реализация права муниципальной собственности

6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

— Ответственность наступает не только за принимаемые решения, но и за действия.

— Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

— Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия определяются уставами муниципальных образований. Один из видов данной ответственности — возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.

— Ответственность перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

— Ответственность перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

— Местное самоуправление как деятельность в интересах населения.

— Осуществление деятельности местного самоуправления исходя из гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина (избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, знакомиться с документами и-материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления, получать образование, медицинскую помощь и т.д.).

8. Законность в организации и деятельности местного самоуправления.

— Прокурорский надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.

— Обжалование в судебном порядке решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющих права юридических и физических лиц.

— Многообразие форм общественного контроля населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; обращений граждан в органы местного самоуправления и к его должностным лицам; отчетов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления.

9. Гласность деятельности местного самоуправления.

— Обязательность опубликования законов и любых нормативных актов.

— Обеспечение возможности контроля населения за деятельностью органов власти и управления всех уровней, возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

— Обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечить каждому возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно касающимися прав и свобод человека, а также получать другую полную и достоверную информацию о деятельности органов местного самоуправления.

— Обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления обязаны давать ответ по существу обращений граждан в течение месяца.

10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.

— Обязательное наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Коллегиальный порядок деятельности выборного органа. Гарантия коллегиальности — требование кворума.

— Свобода определения в уставе организации и деятельности иных органов местного самоуправления.

11. Использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления.

— Обращение к местным обычаям и традициям, учет местных особенностей народностей, проживающих на территории муниципального образования, при выборе моделей местного самоуправления.

— Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

— Обусловленность организации и деятельности местного самоуправления историческими традициями, которые привели к образованию на данной территории специфических институтов самоуправления; составом населения (национальностей, общностей, коренных жителей и т.д.); социально-экономическим развитием особых социальных групп со своими интересами и потребностями; культурными традициями, отраженными в наименовании муниципального образования (например, муниципальное образование может иметь свою символику); иными местными традициями (например, проживание в закрытых административно-территориальных образованиях).

ВУЗРУ

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

К основным принципам местного самоуправления относятся:

1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, согласно которому в ст. 2 Конституции РФ человека, его права и свободы признаны высшей ценностью. Кроме того, ст. 18 Конституции установлено, что смысл и содержание деятельности как органов государственной, так и муниципальной власти определяется правами и свободами человека и гражданина.

Согласно рассматриваемому принципу реализация прав граждан на местном уровне, то есть территории его проживания, где им осуществляется трудовая, политическая и другая деятельность, зависит от деятельности органов местного самоуправления[1].

2. Принцип законности, который представляет собой один из основных конституционных принципов государственности Российской Федерации. Регулируется этот принцип ст. 15 Конституции РФ, в которой сказано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации

Принцип законности подразумевает, что организация и деятельность местного самоуправления осуществляется на основе закона и в рамках закона. Признавая и гарантируя местное самоуправления, государство обязано обеспечивать в системе местного самоуправления соблюдение законности, то есть государство контролирует соблюдение органами местного самоуправления правовых норм, а не о оценивает и контролирует целесообразность или качество принимаемых решений относительно вопросов местной жизни.

3. Принцип самостоятельности, который подразумевает:

а) наличие организационной самостоятельности, то есть согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

б) обеспечение органами местного самоуправления самостоятельности решения сообществом вопросов местного значения в соответствии со ст. 130 Конституции РФ;

в) самостоятельность населения муниципального образования в вопросах определения структуры органов местного самоуправления, что регулируется ст. 131 Конституции РФ.

4. Принцип организационной обособленности, закрепленный в ст. 12 Конституции РФ и означающий, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но при этом органы местного самоуправления в соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции РФ могут быть наделены отдельными государственными полномочиями для осуществления материальных и финансовых средств.

5. Принцип многообразия организационных форм местного самоуправления.

6. Принцип сочетания представительной и непосредственной демократии, который обозначен в ч.2 ст. 130 Конституции РФ, и означает, что граждане имеют право осуществлять местное самоуправление через разные формы прямого волеизъявления (местный референдум, муниципальные выборы, обращения граждан, народная правотворческая инициатива, отзыв депутата и др.), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

7. Принцип организация местного самоуправления в интересах населения, закрепленный в ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ. Согласно названному принципу местное самоуправление выступает как форма самостоятельного решения населением вопросов местного значения исходя из собственных интересов.

8. Принцип соразмерности полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

9. Принцип гарантированности местного самоуправления[2].

В статье 10 Закона «О местном самоуправлении» рассказывается о территориях муниципальных образованиях. Известно, что самоуправление допускается в городах, селах, районах и городских округах. Границы территорий устанавливаются и изменяются региональными законами. Так, в статье 11 Закона подробно рассказывается о способах организации территориальных образований. Статус того или иного места будут зависеть от количества проживающего в нем населения, а также от уровня развития инфраструктуры. Границы территориального образования могут быть изменены либо по желанию проживающего в нем населения, либо по инициативе государственной власти. Например, из-за убыли населения поселок городского типа приобрел статус простого поселка. Более того, поселения вообще могут быть упразднены. Есть несколько способов ликвидации территориального образования:

1) Слияние с другим субъектом;

2) Утеря действующего статуса

3) Изменение государственных границ[3]. По инициативе местных жителей на заселенных территориях может быть образовано новое поселение. Законом допускается создание структуры местного самоуправления в недавно появившемся муниципалитете.

[1] Локшина К.Н. Местное самоуправление в России: самобытная история формирования (до начала ХХ в.) / К.Н. Локшина // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2014. – № 2. – С. 76

[2] Харламов С.О. Критерии классификации принципов местного самоуправления // В сборнике: Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 25-29.

[3] Лабашева Е.И. Новеллы в законодательстве о местном самоуправлении // В сборнике: Конституционная и административная реформы в России: проблемы и перспективы материалы межвузовской научно-практической конференции. 2016. С. 270-273.