Природные объекты государственной собственности

Природные объекты государственной собственности

Библиографическая ссылка на статью:
Сиротенко А.С. Формы и виды собственности на природные объекты и ресурсы // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/76654 (дата обращения: 26.07.2021).

Введение.

Окружающая среда для современного человека является условием и средством обитания, где он может жить, размешать промышленные и сельскохозяйственные объекты.

Природные ресурсы понятие, являющееся основным для водного, земельного и лесного права.

Право собственности над природным земельным объектом определяется, прежде всего, законом, дающим право пользования и распоряжения по своему желанию.

Государство, муниципалитеты и граждане могут являться субъектами права.

Все права на природные ресурсы описываются земельным законодательством, представляющим собой свод законов и актов, регулирующих природопользование, целесообразное применение и использование земельных ресурсов.

Общая характеристика форм права собственности на природные объекты.

Понятие права природных объектов и земли, можно разделить несколько подпунктов:

  1. Закреплённые законом правовые нормы (Статьи 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ), регулирующие собственнический вид отношений.
  2. Совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности
  3. Правоотношение, возникающее между собственником и другими лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками.

Собственник природного объекта может спокойно реализовывать свои права, если же он не наносит ущерба экологии и не нарушает прав и интересов других лиц. Но в результате некоторых социальных и экологических проблем, возникающих при использовании объекта, могут последовать ограничения для собственника данного объекта из-за его значимости для общества.

Существует три главных правомочия права собственности на природные ресурсы: владение, распоряжение и пользование.

Все правомочия над правом собственности подкреплены законом. Включающие в себя господство и определение дальнейшее будущего имущества, использование в качестве получения полезных свойств в результате хозяйственной деятельности, так же распоряжаться любым иным образом. Важно при пользовании имуществом не переступать закон, в отношении общественной безопасности, окружающей среды и историко-культурных ценностей.

Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы.

В данном разделе будут подробнее раскрыты существующие формы собственности, а именно частная, государственная, муниципальная.

Первая, это частная форма собственности, она распространяется исключительно на физические и юридические лица. Частная форма собственности охраняется Конституцией РФ.

Учитывая главные положения статьи 213 Гражданского кодекса можно выявить основные положения:

  1. Практически любое имущество имеет право быть собственностью, за исключением тех видов имущества, которые по закону не могут принадлежать физическим или юридическим лицам.
  2. Количество, а так же его цена не имеет значения, исключением будет являться тот случай, который несет ограничения законом.

Следующая форма собственности – государственная. На территории РФ существует достаточное количество форм собственности, но именно государственный или федеральный вид собственности обладает наиболее значительной частью природных ресурсов, то есть их собственником является государство.

Если рассматривать субъективный смысл права государственной собственности, то можно отметить , что оно включает в себя правомочия по по пользованию, владению и распоряжению имуществом, так же как и у частной формы собственности, но разница в том, что эти правила должны осуществляться собственником по личному усмотрению с учетом международных интересов.

Государственной собственностью могут стать те объекты, которые находились в частной собственности физических или юридических лиц, при составлении гражданско-правовых договоров и в результате прекращения прав частной или муниципальной собственности и другим основаниям, предусмотренным законами.

Последняя форма собственности – муниципальная.

Муниципальная форма собственности – это форма собственности, находящаяся под руководством органов местного самоуправления. Представляет собой совокупность муниципальных организаций, имеющей различные земельные участки. Данная форма собственности также охраняется законом.

Детские сады, школы, дворцы культуры, парки и многое другое- все это муниципальная собственность. Проще говоря, все что принадлежит на правах собственности городу или сельским поселениям.

На основании закона, муниципальное имущество может перейти в собственность физических или юридических лиц.

Касаясь темы, можно выявить такие виды природных объектов принадлежащих муниципальной собственности, как земля, лесные ресурсы, водные объекты, животный мир и полезные ископаемые.

Охрана собственности на природные объекты и природные ресурсы.

Охрана собственности на природные ресурсы осуществляется благодаря действующим законам, такие как Конституция РФ, а именно 35 статья, также Гражданским кодексом. Суть этих законов в том, что никто не может лишить вас вашего владения, кроме как через суд, в случае необходимости государства в вашем имуществе. Но вы обязательно получите заблаговременно равносильное возмещение.

В случае незаконного присвоения третьим лицом вашего имущества (природных ресурсов), независимо от того, знает ли это лицо, что его владение незаконно, должен возместить все доходы, вернуть их истинному владельцу.

Заключение.

Подводя общие итоги можно сказать, что все природные объекты могут быть объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности.

Право собственности на землю и другие природные объекты представляются как объединение: правовых норм, решающий данный вид собственнических отношений, правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в рамках, установленных законодательством и правоотношений, появляющимися между собственником и другими лицами.

Особенность права природных объектов как объектов экологических отношений означает их экологическая суть, другими словами принадлежность к одной постоянной, взаимосвязанной, комплексности естественных частей природной среды, осуществляющей процессы обмена веществ и энергии.

Библиографический список

  1. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. Учебник/Отв. ред. О.Л. Дубовик. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 768 с
  2. Экологическое право : учебник / под ред. Боголюбова С. А. – М.: Юрайт, 2011. – 482 с.
  3. Экологическое право : учебник / под ред. Крассова О. И. – М.: 3-е издание, Норма: Инфра-М., 2012. – 624 с.
  4. “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
Регистрация

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Право, теория и понятие права

• Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения.
Право владения природными объектами означает нахождение объ­екта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удер­жание этого объекта, фактическое господство над ним.
Различают полное и частичное владение землей и природными
объектами. Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автоном­ного образования.
Если природный объект находится на территории двух или не­скольких субъектов РФ, то порядок владения определяется соглас­но достигнутому соглашению, а при необходимости — с участием Российской Федерации.
Право владения землей и природными объектами является абсо­лютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответ­ствующего субъекта федерации — собственника данного земель­ного массива.
Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природ­ный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуще­ствление определенных видов хозяйственной деятельности.
Право владения землей и природными объектами представляет со­бой юридическую базу для пользования и распоряжения такими объ­ектами. Иными словами, эксплуатация того или иного природного объекта возможна только на основании статуса владения им.
Право пользования землей и природными объектами еще одно самостоятельное правомочие собственника. Оно предусматри­вает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, из­влечение из них полезных свойств, использование в иных це­лях ради удовлетворения потребностей общества.
Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами: 1) через государственные предприятия, учреждения, организации; 2) предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям.
Право пользования землей и другими природными объектами характе­ризуется тремя основными факторами:
установлением для пользователей объектами природы опреде­ленных правил их эксплуатации;
государственный контроль за соблюдением установленных правил;
уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуа­тации природных объектов.

Читайте также  Права и обязанности крестьян в Российской Империи

Право распоряжения собственника землей и природными объек­тами — третье самостоятельное правомочие, предусматриваю­щее установление юридического статуса природного объекта.
Юридический статус объекта, назначаемый государством как соб­ственником, предполагает:
определение категории объекта исходя из его основного целе­вого назначения;
• указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду оп­ределенному лицу (гражданину, организации).
Все природные объекты МОГУТ быть дифференцированы по кате­гориям‘.
земли подразделены на семь категорий;
полезные ископаемые — на две категории (общераспространен­ные и не относящиеся к таковым);
водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, раз­личных народно-хозяйственных целей и т. п.

Дифференция природных объектов по категориям представляет собой первую стадию в процессе распоряжения ими. На второй
стадии происходит распределение и перераспределение объектов между собственниками, владельцами, пользователями и аренда­торами:
предоставление в собственность, аренду и пользование;
изъятие природных объектов;
обмен природными объектами между собственниками, пользо­вателями и арендаторами и т. п

Природные объекты государственной собственности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Институт собственности на природные объекты

Государственная собственность на природные ресурсы – это установленная законодательством доминирующая форма собственности в отношении природных ресурсов – земель, недр, объектов животного мира и пр.

Обеспечение защиты экологии, безопасного использования природных богатств реализуется на конституционном и законодательном уровнях, в частности, посредством определения правового режима государственной собственности на наиболее ценные для общества природные объекты.

Институт собственности на природные ресурсы в целом характеризуется определенной двойственностью:

  • они являются элементами природной среды;
  • они выступают объектами хозяйственной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Необходимость распространения особого правового режима на природные объекты, обусловлена их спецификой:

  • это не созданные трудом, но представляющие существенную значимость, являющиеся национальным богатством, объекты собственности;
  • природные ресурсы – это национальное богатство, которое существует дольше человеческой жизни.

Охрана природных объектов обусловлена именно этими их характеристиками: это национальное богатство, значимое, как для ныне живущего, так и для будущих поколений. Это предопределяет необходимость специального законодательного регулирования правового режима природных объектов. Законодательство прямо закрепляет за природными объектами статус национального достояния, естественной базы развития народов государства, их благосостояния, социально-экономического развития.

При этом, очевидно, что использование природных ресурсов, распоряжение ими, в чьей бы собственности такие природные объекты не находились, должны быть ориентированы на соблюдение экологической безопасности и обеспечение интересов общества и будущих поколений. Долгосрочность ценности природных объектов определяет требования разумности их использования для обеспечения интересов нынешнего и будущего поколений, то есть удовлетворения потребностей нынешнего собственника без ущерба для следующих поколений.

Еще одна специфическая черта природных объектов, определяющих особый правовой режим использования и распоряжения ими – это неотделимость объектов природы от самой природной среды. Когда такие природные объекты изымаются посредством, в частности, их добычи, связи между объектами природы и природной средой разрушаются и фактический объекты природы становятся материальными ценностями и объектами предпринимательских отношений. Так, в частности, устанавливается государственная собственность в отношении таких природных объектов, как недра, в то время как на ресурсы, добытые из недр, на основании лицензии может устанавливаться и частная собственность. Аналогичная ситуация складывается и в других сферах: государственная собственность распространяется на лесные ресурсы, однако частные субъекты, которые используют леса в соответствии с процедурой, регламентированной специальным законодательством, приобретают право собственности на древесину и другие добытые лесные ресурсы.

Еще одна специфическая черта правового режима на природные объекты определяется необходимостью их овеществления, то есть природный объект должен быть овеществлен, иметь материальную форму, и тогда он может быть объектом собственности. Исходя из этого признака объектами, в том числе и государственной собственности, могут быть такие природные объекты, как земля, недра, водные объекты, лесные объекты, что исключает возможность нахождения в собственности, в том числе государственной, атмосферного воздуха, солнечной энергии, климата.

Государственная собственность как доминирующая форма собственности на природные ресурсы

В отечественном правопорядке в качестве доминирующей формы собственности на природные объекты законодательством признается государственная собственность. В числе природных объектов, которые могут находиться в собственности частных субъектов, наличествует земля, что обусловлено необходимостью развития экономических отношений, в том числе посредством развития сельского хозяйства, эффективность которого во многом обусловлена возможностью нахождения в частной собственности земельных ресурсов. При этом на использование земельных участков налагаются принципы разумного природопользования и экологической безопасности, что, в свою очередь, возлагает необходимость использования частными собственниками земельных ресурсов в соответствии с их назначением.

Важно подчеркнуть, что ограничения, налагаемые правовым режимом в отношении природных объектов, определяются их спецификой. Природные ресурсы – это необходимый элемент существования не только населения отдельных стран, но и всего человечества.

Состав государственной собственности на природные объекты объединяет: право государственной собственности на недра, на землю, на объекты животного мира и иные природные объекты. Так, специальное лесное и водное законодательство регулирует право собственности государства на водные объекты и лесные участки.

Вопрос разграничения государственной собственности на природные объекты между Федерацией и регионами специально регулируется на конституционном и законодательном уровне. Так, государственная собственность на земельные участки, участки недр, на водные объекты и другие природные объекты разграничивается по взаимной договоренности между Федерацией и субъектами.

Так, право государственной собственности на земельные участки разграничивается земельным законодательством, которым предусматривается, что к федеральной собственности относятся:

  • земельные участки, которые признаны федеральной собственностью законом;
  • земельные участки, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • земельные участки, которые Федерация приобрела по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ.

К исключительной федеральной собственности относятся такие природные объекты, как континентальный шельф, территориальные воды и экологические зоны.

Природные объекты государственной собственности

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Объектами гражданских прав могут выступать только земельные участки и части земельных участков.
Земельные участки могут выступать как объекты вещных, так и обязательственных прав (аренда, право безвозмездного срочного пользования)
Правовой режим земельных участков определяется:
1. оборотоспособностью участка;
2. категорией земли (целевым назначением);
3. разрешенным использованием участка;
4. территориальной зоной и градостроительным регламентом (для земель поселений).
Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Земельный участок обладает свойством оборотоспособности. Статья 129 ГК РФ указывает, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены Земельным кодексом РФ.
Согласно п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения будет урегулирован в специальном в Федеральном Законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 г.). Этот Закон не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиям
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Земельных участков в государственной или муниципальной собственности из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

Читайте также  Вероятностно-статистический характер поведения микрочастиц

Природные объекты государственной собственности в России

Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадлежат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящихся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кроме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права государственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соответствующих темах данного учебного пособия.

Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ*. В частности, такими объектами являются:

— земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществления других функций федеральных органов государственной власти;

— земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

— земельные участки и другие природные объекты государственных природных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;

— виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

— виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

— месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

— лесной фонд РФ и леса на землях обороны;

— водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние морские воды, территориальное море РФ;

— естественные ресурсы морской экономической зоны и континентального шельфа РФ;

— иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.

В муниципальной собственности — собственности муниципальных образований (городов, районов, поселков и т. д.) — могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др.

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлежностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.

Воды — важнейший компонент окружающей природной среды. Они являются возобновляемым, ограниченным и весьма уязвимым природным ресурсом, играющим первостепенную роль в обеспечении становления и нормального развития человеческого общества, удовлетворении его экономических, социальных, экологических и иных потребностей. Они охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Общие требования к охране водных объектов установлены статьей 94 Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. Граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Особо урегулирована в Водном кодексе РФ охрана водных объектов от загрязнения; засорения; загрязнения и засорения из источников, находящихся на суше; загрязнения и засорения, вызываемых деятельностью на дне водных объектов; загрязнения ядохимикатами; загрязнения радиоактивными и токсичными веществами (материалами).

Самостоятельные статьи ВК РФ посвящены охране ледяного покрова водных объектов, ледников, снежников от загрязнения и засорения (ст. 101); охране водосборных площадей водных объектов (ст. 102).

Особые требования по охране водных объектов предъявляются при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Так, статьей 105 ВК РФ предусмотрено запрещение ввода в эксплуатацию:

— хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронение отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;

— животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;

— оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;

— водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитыва-ющими приборами;

— водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;

— сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.

Не допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными водами без создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.

Право государственной собственности на природные ресурсы. Разграничение государственной собственности.

Право государственной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, недра, объекты животного мира, другие объекты.

Водный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ устанавливают право собственности соответственно на водные объекты и лесные участки.

Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решен по-разному.

Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8). Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 1.2).

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы:

  • территориальных вод;
  • континентального шельфа;
  • экономической зоны Российской Федерации.

Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует пункту н) ст. 71 Конституции РФ.

Разграничение государственной собственности

В соответствии со ст. 72 Конституции России к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено:

  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (то есть основные правомочия собственника).
Читайте также  Выборы партии США

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.

Право государственной собственности на землю

Вопросы разграничения объектов собственности решены на законодательном уровне. Так, Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на землю (ст. 17) и собственности на землю субъектов Российской Федерации (ст. 18).

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

  • занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;
  • предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
  • занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.