Реализация права муниципальной собственности

Право государственной и муниципальной собственности. Понятие, субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения.

Государство как субъект права собственности занимает особое место среди других субъектов собственности.

Право государственной собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника Российской Федерации и ее субъектов — по отношению к государственному имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.

Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ.

Объекты права государственной собственности имеют свои особенности. В круг объектов права государственной собственности входит имущество, составляющее исключительную собственность государства. К таким объектам относятся: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа и другие природные объекты; объекты культурно-исторического наследия, имущество государственной казны, объекты ядерной энергетики и т.д. Перечень этих объектов определен в ст. 71 Конституции РФ.

Имущество, находящееся в собственности государства, делится на две части:

• закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

• незакрепленное за юридическими лицами (оно составляет государственную казну).

В государственную казну входят средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других внебюджетных фондов РФ, Фонда Центрального банка РФ, золотой запас, валютный фонд и т.д.

Имущество, являющееся государственной собственностью, подлежит регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъектов РФ). Реестр этот ведется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Основания (способы) возникновения и прекращения права государственной собственности:

• общегражданские (характерные и для других субъектов гражданского права);

• специальные (характерные только для государства) — национализация, реквизиция, взимание налогов и обязательных платежей, переход государству по праву наследования выморочного имущества, принудительное изъятие имущества, в том числе путем его выкупа;

• приватизация имущества (специальное основание прекращения).

Государство осуществляет права собственника, действуя при этом в хозяйственном обороте через свои органы, обладающие соответствующей компетенцией. Это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное казначейство, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ и некоторые другие.

Это самостоятельная форма права собственности. Муниципальные образования осуществляют три полномочия собственника в своих интересах. Муниципальным образованием является такое образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами трех видов:

• представительными (выборными органами);

• органами местного самоуправления;

• муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

К объектам права муниципальной собственности относятся: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также другое движимое и недвижимое имущество.

Особенности муниципального имущества:

• муниципальное имущество подобно государственному делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, другая — составляет казну муниципального образования, включающую средства местного бюджета и иное муниципальное имущество;

• среди объектов муниципальной собственности есть и такие, которые являются исключительно муниципальной собственностью, т.е. изъяты из гражданского товарооборота. Это муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

• объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения данной территории, иначе говоря, имеют целевой характер.

Право муниципальной собственности

Субъекты права муниципальной собственности, виды объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Государство является особым субъектом права собственности. Это означает, что некоторые материальные и нематериальные ресурсы находятся под юрисдикцией государственных структур, осуществляющих управление страной.

Государственная собственность разделяется на несколько типов. Это собственность, находящаяся под управлением федеральных властных структур, имущество регионального значения, управляемое властными органами субъектов федерации и муниципальные материальные ресурсы, которые контролируются органами самоуправления на местах.

Субъекты права муниципальной собственности

Исходя из основных положений ст.214 ГК РФ можно утверждать, что земля и прочие природные ресурсы, которые не находятся под управлением частных лиц, принадлежат к государственной собственности. А управление этими ресурсами осуществляется органами государственной власти, которые совершают все необходимые действия от имени Российской Федерации.

Таким образом, все ресурсы, которые имеют материальную или нематериальную ценность, распределены между несколькими субъектами права собственности. И одним из таких субъектов является государство. Стоит отметить, что полный объем имущества, которое прошло регистрацию, принадлежит и управляется государством, в свою очередь разделено на несколько типов.

Во-первых, это ресурсы федерального значения, которые находятся под управлением федеральных структур власти. Все ресурсы, которые принадлежат городским и сельским образованиям контролируются муниципальными органами власти.

Право государственной и муниципальной собственности регулируется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Все вопросы, которые затрагивают муниципальную собственность, принадлежащую конкретным административным образованиям, рассматриваются в ст.215 ГК РФ.

Исходя из ее ключевых положений, в качестве субъектов муниципальной собственности будут выступать непосредственно сами муниципальные образования. Таким образом, контроль над ресурсами будет распределен между уполномоченными органами муниципальной власти, представительными органами власти на местах и муниципальными предприятиями и прочими образованиями, в собственности которых находятся определенные материальные ценности, и которые ведут их учет и занимаются рационализацией использования этого имущества.

Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к категории публичного права. Это самостоятельная форма права собственности, которая предусматривает, что в процессе управления определенными ресурсами учитываются интересы представительных органов власти на местах и населения муниципального образования.

Осуществление права муниципальной собственности происходит при активном участии властных структур конкретных административных образований, и с учетом интересов и требований местных жителей.

В качестве объекта муниципальной собственности могут выступать:

  • ценные бумаги и денежные средства, которые принадлежат публичным образованиям;
  • памятники исторического и культурного значения (за исключением тех объектов, которые признаны национальным достоянием);
  • предметы бытового назначения, которые используются в органах власти;
  • транспортные средства, а также промышленное и производственное оборудование, которое используется предприятиями, находящимися под контролем органов самоуправления;
  • разные формы недвижимого имущества, а именно жилые помещения, земля, зданий промышленного назначения и многое другое.

Право муниципальной собственности на землю также имеет некоторые особенности. В частности, муниципалитет не может контролировать те ресурсы, которые отнесены к имуществу регионального или федерального значения.

Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования

В соответствии с действительными нормами гражданского законодательства муниципальная собственность делится на две основные категории:

  • ресурсы, которые закреплены за определенными предприятиями и ведомствами муниципального значения, и которые используют имущество для ведения определенной хозяйственной деятельности. При этом доход от пользования имуществом будет принадлежать предприятию за вычетом налоговых и прочих сборов;
  • ресурсы и ценности, составляющие казну административного образования. В данном случае казна будет состоять из тех средств, которые есть в наличии у местного бюджета, и того имущества, которое не находится под управлением муниципальных производственных структур.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.

Объектами собственности муниципального управления могут выступать только те имущественные ценности, которые необходимы для решения вопросов местного характера.

Органы, осуществляющие права собственника от имени муниципальных образований

В соответствии с гражданским законодательством муниципальное имущество находится под управлением структур, которые тем или иным образом связаны с представительством интересов государственного значения на местах.

Исходя из основных положений ГК РФ, управление имуществом местного значения осуществляется теми структурами, которые имеют регистрацию в органах власти и уполномочены законодательством исполнять обязанности данного характера.

Таким образом, муниципальные ресурсы, имеющие материальные ценности, управляются посредством:

  • предприятий и учреждений, за которыми закреплены определенные ресурсы, и регистрация которых подтверждена в муниципальных структурах;
  • органов местного самоуправления, которые имеют право управлять определенными ценностями, руководствуясь интересами административного образования и местных жителей;
  • выборные органы власти, то есть государственные структуры, которые представляют интересы государства на местах и выбираются в условиях выборов при участии населения административной единицы.

Реализация права муниципальной собственности

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.А. Понятие муниципальной собственности // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/11/25310 (дата обращения: 27.07.2021).

Право собственности это одна из основ любого вида экономики. Развитие государства зависит от развития в сфере осуществления собственности и его правового регулирования.

Соотношение форм собственности, отношений между государством и субъектами экономики определяют экономическую систему. Собственником имущества могут выступать несколько субъектов, по виду субъектов проводиться классификация собственности.

Конституция Российской федерация, в части 2 статьи 8 определяет: В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»
Такую же позицию занимает гражданское законодательство. В статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации прописаны формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные виды. Больше всего в нашей стране объектов частной собственности.

Читайте также  Начало Наполеоновских войн

Частная собственность в основном относится к частным и юридическим лицам.
Частная собственность выступает основой экономической системы, и находиться в частной собственности может любое имущество, за исключением некоторых категорий, которые согласно законодательству не могут находиться в частной собственности.

Для, лучшего понимания значимости частной собственности, подчеркнем, что из всех видов собственности на объекты, именно частная собственность составляет 90%. Оставшиеся 10% принадлежат публичным органам власти. В нашей стране это Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.

Гражданским кодексом указана возможность участия органов публичной власти в гражданско-правовых отношениях наравне с другими участниками. К муниципалитетам и субъектам применяются те же нормы права, что и к юридическим лицам, если иное не предусмотрено в законодательстве.

Муниципальные образования, как юридические лица приобретают, отчуждают права в отношении собственности.
На государственном уровне правами собственника на имущество обладает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Согласно законодательству органы государственной власти отделены от органов местного самоуправления, и следовательно, государственная собственность и муниципальная собственность, это два разных понятия. Но не стоит забывать, что под государством понимается не только Российская федерация, но и субъекты, входящие в ее состав, таким образом, государственная собственность бывает двух видов:

  • Собственность Российской Федерации;
  • Собственность субъектов Федерации.

Еще одним видом собственности, является муниципальная собственность.
Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее муниципальному образованию на праве собственности.
Один из исследователей представляет муниципальную собственность как «как систему отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными условиями, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения экономического роста и воспроизводства социально-экономической системы» [3, 268]

Ценность муниципальной собственности можно определить уровнем дохода от использования собственности, поступающего в бюджет муниципалитета. В современном финансово-кредитном словаре дается такое понятие: «Муниципальная собственность — имущество, находящееся в распоряжении, ведении муниципальных органов власти, местных органов управления» [6, 257].

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданское законодательство и другие нормативные акты определяют порядок владения, использования и распоряжения муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность состоит из сложных объектов, которые предназначены для осуществления деятельности направленной на решения местных вопросов, и круг этих вопросов может быть очень широким. В основном эти вопросы связаны с экономическим развитием, повышением качества городской инфраструктуры, повышение уровня социального обслуживания, развитие бизнеса.

В российском законодательстве закреплены особенности муниципальной собственности.
Так согласно законодательству, муниципальные образования независимы друг от друга в области управления собственностью, и в гражданских правоотношениях выступают как индивидуальные субъекты. Согласно законодательству, государство не имеет права распоряжаться муниципальным имуществом.

Гражданский кодекс устанавливает порядок приватизации собственности, но не определяет объекты приватизации.
Следовательно, Российская федерация и субъекты федерации не будут отвечать по обязательствам муниципальных образований, а муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской федерации и субъектов, исключением является, только если одна из сторон выступает гарантом для другого субъекта отношений.
Именно муниципальная собственность выступает источником неналоговых доходов в бюджет муниципалитета, а так же является инструментом социальной защиты населения на территории муниципалитета.

Большая часть муниципального имущества направлена на осуществлений муниципальных услуг, оплата которых происходит не населением а бюджетом муниципального образования, таким образом подобная собственность не может выступать как основная база доходов бюджета местного самоуправления.

Но в нашей стране подавляющие число муниципалитетов имеет большую долю муниципального имущества, и доход от использования муниципального имущества очень высок, таким образом, необходимо не ликвидировать имущество, а повышать уровень эффективности его использования.

Использование имущества муниципального образования, в основном направлено на решение важных вопросов местного значения.

Рассмотрим задачи местного самоуправления:

  • Проведение инвентаризации имущества муниципального образования;
  • Создание муниципальной казны;
  • Создание доступного информационного пространства.

В гражданском кодексе прописано, что объекты муниципальной собственности делятся на следующие виды:
Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении у муниципальных предприятий. Муниципальные предприятия, создаются для предоставления населению необходимых материальных и не материальных благ.

Имущество, входящее в муниципальную казну. В казну входит муниципальный бюджет, объекты движимого и недвижимого имущества которые находятся в ведении муниципалитета.

«Управление муниципальной собственностью представляет собой вид деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения услугами населения муниципального образования» [8, 67].

Основные функции муниципальной собственности в области экономического и социального развития города является:

  • Обеспечение деятельности муниципалитета и хозяйственного комплекса;
  • Получение дохода от использования муниципальной собственности;
  • Развитие социальной сферы;
  • Обеспечение деятельности основных учреждений: культуры, спорта, здравоохранения, образования;
  • Развитие и содержание инженерной инфраструктуры;
  • Развитие предпринимательства.

Говоря о эффективном использовании имущества муниципалитета, можно понимать соответствие направления использования объектов муниципальной собственности как сложной системы. Эффективность можно оценить с точки зрения рациональности размещения объектов с учетом специфики местности и уровня развития района, где он размещен. Так же необходимо учитывать требования к безопасности и эконоличности.

Повышение эффективности можно обеспечить, проводя следующие мероприятия:

  • Повысить уровень дохода от объектов приносящих неналоговые отчисления в бюджет, например за счет аренды;
  • Снижение расходов на содержание объектов муниципальной собственности.

Обе указанные области решаются как комплексно, так и независимо друг от друга. В случае если увеличивают доходность одной группы объектов и снижают расход на другие, необходимо увеличить количество объектов приносящих доходы в муниципальный бюджет, и наилучший выход это сократить количество объектов, на которые идут наибольшие расходы.

Исходя из всей рассмотренной выше информации, можно сделать определенные выводы:

  • За счет муниципальной собственности обеспечивается высокий уровень жизни на территории муниципалитета;
  • Муниципальная собственность выступает в двух связанных друг с другом проявлениях: как имущественный комплекс и как экономический комплекс;
  • Муниципальная собственность используется для реализации интересов муниципалитета;
  • Муниципальная собственность позволяет населению участвовать в процессе управления имуществом муниципалитета;
  • Некоторые объекты муниципальной инфраструктуры работают на коммерческой основе, укрепляя доходную часть городского бюджета.

Таким образом, муниципальная собственность включает в себя объекты хозяйственного, социального и экономического назначения, находящихся на территории муниципалитета. От уровня развития муниципальной собственности и ее эффективного использования зависит качество жизни селения муниципалитета.

Библиографический список

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. — 1993. — № 248;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016);
  3. Игнатов В. Г., Рудова В. В. Местное самоуправление. 2_е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д., 2003;
  4. Леви А. Эффективное управление муниципальной собственностью // Муниципальная власть. 2005. № 9–1;
  5. Пескова. А. Публично-правовые способы возникновения права муниципальной собственности: особенности осуществления // Журн. Муниципальная экономика — 2012 — № 1(49) — с.48–54;
  6. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ.ред. М. Л. Лапусты, П. С. Никольского. 2_е изд., доп. — М., 2002. VI. С. 257.;
  7. Щепачев В. А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право № 18 от 27.08.2008г.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Глава 13. Общие положения

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 211. Риск случайной гибели имущества

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Читайте также  Огюст Конт и его философия

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

1. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

2. Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

3. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

4. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

ВС: Отчуждение муниципального имущества ИП-арендатору – это право, а не обязанность государства

Муниципальное казенное предприятие «Воронежский жилищно-коммунальный комбинат» и индивидуальный предприниматель Сергей Думанов с 2010 по 2013 г., а также в 2015 и 2016 гг. заключали договоры аренды нежилого помещения, которым комбинат владел на праве оперативного управления.

В ноябре 2017 г. предприниматель обратился к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Воронежа и комбинату. В своих заявлениях он указал, что относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, поэтому хочет реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого муниципального имущества в соответствии с Законом об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности, № 159-ФЗ.

Предприятие отказало Сергею Думанову, сославшись на то, что оно не вправе продавать недвижимое имущество, переданное ему в оперативное управление администрацией города. Управление также отказало, указав, что помещение с 2006 г. закреплено на праве оперативного управления за комбинатом и что последний договор аренды в день обращения ИП уже не действовал.

В связи с этим Сергей Думанов подал иск в Арбитражный суд Воронежской области к управлению и предприятию. Гражданин потребовал признать незаконными их решения об отказе в реализации его преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения и обязать администрацию города передать указанный объект в собственность предпринимателя.

Суд удовлетворил иск, апелляция и кассация согласились с его позицией (дело № А14-297/2018). Две первые инстанции пришли к выводу, что права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности нарушены. Суды согласились с наличием у Сергея Думанова преимущественного права на приобретение помещения в собственность. Они указали, что именно управление уполномочено распоряжаться муниципальным имуществом, поэтому оно вправе изъять из оперативного управления предприятия имущество и оказать содействие в реализации арендатором его преимущественного права на приватизацию.

Управление посчитало принятые судебные акты незаконными и подало кассационную жалобу в Верховный Суд, который в Определении от 13 августа 2019 г. № 310-ЭС19-6352 согласился с ним.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к выводу, что принятие решения о возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества, принадлежащего государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является правом, а не обязанностью предприятия. В данном случае необходимо согласие собственника на отчуждение, однако решение о приватизации юрлицо принимает самостоятельно.

ВС подчеркнул: Закон № 159-ФЗ не предусматривает ни обязанность предприятия принять решение о совершении такой сделки, ни обязанность собственника недвижимого имущества дать согласие на его приватизацию. Принятие такого решения государственным или муниципальным предприятием и согласие собственника в данном случае являются добровольным волеизъявлением и не могут быть получены в принудительном порядке.

По мнению Экономической коллегии, исключительно собственнику принадлежит право распоряжаться таким имуществом, в том числе закреплять его на праве оперативного управления за каким-либо предприятием и изымать в случае использования не по назначению. При этом никто не вправе требовать от собственника принять решение об изъятии имущества из оперативного управления предприятия, в том числе и в целях предоставления его в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, сказал ВС, передача предприятием части закрепленного за ним имущества в аренду третьим лицам не является использованием имущества не по назначению. Это право охватывается понятием обычной хозяйственной деятельности данной организации.

Верховный Суд согласился с тем, что в соответствии с разъяснениями Информационного письма ВАС № 134 суд может признать наличие у арендатора права на приобретение такого имущества и обязать уполномоченный орган осуществить действия по реализации данного права. Однако это возможно только в том случае, если соответствующее предприятие получило имущество после опубликования Закона № 159-ФЗ и с целью исключительно воспрепятствовать реализации предпринимателем своего права на приобретение арендованного имущества в собственность.

В данном деле, подчеркнула коллегия, помещение находилось в оперативном управлении комбината с 2006 г., т.е. до опубликования Закона № 159-ФЗ. Кроме того, во всех договорах аренды, заключенных предприятием с Сергеем Думановым, было отражено наличие права оперативного управления арендодателя. Следовательно, муниципальный орган не осуществлял никаких действий, направленных на воспрепятствование реализации субъектом малого предпринимательства преимущественного права на приобретение арендованного им помещения.

На основе этого Суд решил, что у комбината и управления отсутствовала обязанность принять решение об отчуждении предпринимателю нежилого помещения, закрепленного за предприятием на праве оперативного управления. При этом соответствующее право субъекта малого или среднего предпринимательства может быть реализовано исключительно при наличии согласия этих лиц. Поэтому экономическая коллегия пришла к выводу, что суды безосновательно признали незаконным отказ муниципального органа и обязали совершить действия, направленные на отчуждение арендатору помещения. В этой части ВС принял новое решение по делу, отказав в удовлетворении требований истца.

Читайте также  Причины возникновения конфликтов

Адвокат Ульяновской областной коллегии адвокатов Альберт Мингачев отмечает, что до сих пор осталось достаточно много «белых пятен» в разрешении вопроса о реализации Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. «Данное определение дает почву для дискуссий двум непримиримым лагерям юристов. Первый из них – за жесткий контроль в вопросе передачи государственного и муниципального имущества в собственность предпринимателей. А второй, выступая за активное развитие предпринимательства и всяческую его поддержку, ратует за льготную возможность получения этими лицами государственного имущества в собственность», – сообщает адвокат.

Альберт Мингачев полагает, что при буквальном толковании закона можно сделать вывод, что он регулирует вопросы передачи только имущества, находящегося в собственности, и не затрагивает оперативное управление и хозяйственное ведение. «Отсюда и вытекает проблема: при владении имуществом на праве оперативного управления или хозяйственного ведения необходимо установить подлинную волю непосредственно собственника, о чем ВС в своем решении упоминает, но только вскользь», – говорит он.

Адвокат также отметил, что последующий вывод Суда является по своей сути правильным. «Собственник может быть понужден к отчуждению его имущества только в случаях, прямо предусмотренных в законе. Все остальное действительно можно трактовать как вмешательство в хозяйственную деятельность, что недопустимо», – подчеркнул Альберт Мингачев.

Вместе с тем он отметил, что государство является не простым собственником, поэтому законодатель нередко делает для него различные исключения. Адвокат сообщил, что именно такими изъятиями из общего правила являются приватизация и признание права собственности на выморочное имущество. Альберт Мингачев полагает, что нормы о предоставлении имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в собственность также являются исключением. «Указывая, что передача имущества – не обязанность предприятия, ВС фактически приравнивает казенные предприятия и само государство к обычному субъекту предпринимательской деятельности. Это недопустимо и противоречит логике нашей правовой системы», – говорит адвокат. Он подчеркнул, что, если данный вопрос не будет четко урегулирован на законодательном уровне, последует не один десяток похожих дел, решения по которым, вполне вероятно, будут разниться.

Адвокат АБ «Ахметгалиев, Хрунова и партнеры» Дмитрий Хомич, напротив, согласился с позицией Суда. «Реализация права преимущественной покупки нежилого помещения предпринимателем не должна противоречить праву собственности муниципалитета на это помещение. Собственник вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуществом. А это значит, что решение об отчуждении спорного имущества принимается исключительно на добровольной основе и понуждение к принятию такого решения не допускается», – сообщил адвокат.

Он полагает, что некорректно обвинять собственника в том, что принятое решение не соответствует интересам предпринимателя. «Совершенно правильным является указание ВС на признаки, при которых отказ в продаже помещения может быть истолкован как воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности. В том числе для этого необходимо доказать умысел муниципального собственника на изъятие имущества из гражданского оборота именно с целью последующего отказа в его реализации субъекту малого предпринимательства. Однако такие доказательства суду предоставлены не были. Суд установил добросовестность собственника имущества при передаче его казенному предприятию, а также добросовестность последнего при его сдаче помещения в аренду», – объяснил адвокат.

Он подчеркнул, что проблема поддержки субъектов предпринимательской деятельности не может решаться за счет исключительно государственного и муниципального имущества. «Государство и муниципалитеты имеют собственные интересы и нужды по использованию принадлежащего им имущества. Понуждение их к совершению сделок по его отчуждению больше напоминает экспроприацию», – подытожил Дмитрий Хомич.

Адвокат, глава филиала МКА «Берлингтонз» в Санкт-Петербурге Александр Осетинский напомнил, что Законом № 159-ФЗ предусмотрены условия, при которых возможно приобретение имущества в рамках его регулирования. Потенциальный покупатель должен быть субъектом малого или среднего предпринимательства, государственное или муниципальное имущество должно находиться у него в аренде на протяжении определенного промежутка времени и при этом предприниматель должен надлежащим образом исполнять свои обязательства.

«Несмотря на то что законодатель применяет термин “приватизация” как для обозначения сделок по отчуждению/приобретению недвижимого имущества физическими лицами, так и субъектами малого и среднего предпринимательства, условия и порядок проведения приватизационных сделок в данном случае различны», – отметил Александр Осетинский. По мнению адвоката, нормативный акт наделяет собственника имущества и предприятия правом на отчуждение имущества, что может быть чрезвычайно актуально для продажи такой недвижимости, поддержание которой в надлежащем состоянии обходится дороже, чем предполагаемая выгода от его использования в ближайшей перспективе.

Александр Осетинский сообщил: «При проведении мероприятий по продаже имущества, которое арендует субъект малого или среднего предпринимательства, его преимущественное право позволяет ему как претендовать на приобретение имущества на рыночных условиях “вне очереди”, так и требовать перевода на себя прав покупателя в случае, если сделка по отчуждению имущества была проведена с нарушением установленных процедур».

По словам адвоката, преимущественному праву арендатора на приобретение недвижимого имущества корреспондирует не обязанность собственника или предприятия продать объект, а обязанность продать имущество именно арендатору в том случае, если решение о продаже имущества уже принято.

Реализация права муниципальной собственности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность реализации права муниципальной собственности

Реализация права муниципальной собственности – это признание права муниципальной собственности на конкретное имущество, надлежащее закрепление этого права и предоставление муниципалитету инструментов защиты этого права, а также непосредственные действия органов публичного управления местного уровня по владению, использованию и распоряжению имуществом, составляющим муниципальную собственность.

Категория муниципальной собственности опосредует публично-правовой институт формы собственности муниципалитета и определенный имущественный комплекс муниципалитета, включающий в свой состав разнообразные виды имущества.

Значение названного института определяется теми функциями, которые он реализует для обеспечения развития муниципалитета и обеспечение прав его населения. Так, к числу функции муниципальной собственности относятся следующие:

Помощь со студенческой работой на тему
Реализация права муниципальной собственности

  • муниципальная собственность обеспечивает экономическое функционирование муниципалитета как самоуправляющейся административно-территориальной единицы;
  • муниципальная собственность удовлетворяет нужды местного сообщества;
  • муниципальная собственность выступает инструментом обеспечения воспроизводства хозяйственной составляющей местного сообщества.

Реализация экономической функции муниципальной собственности предполагает систему действий организационного, правового и финансового характера, целью которых является поддержание бюджетных доходов местного сообщества, обеспечение развития инфраструктуры рынка, инженерной и градостроительной инфраструктуры, поддержка малого предпринимательства, содействие интеграции муниципалитета во внешнеэкономические отношения.

Реализация функции удовлетворения нужд местного сообщества предполагает предоставление органами публичного управления и учрежденными ими организациями необходимых услуг населению во всех областях жизни сообщества.

Реализация функции воспроизводства хозяйственной составляющей местного сообщества требует обеспечение воспроизводства населения, природной среды и среды жизнедеятельности.

Полномочия местных органов по реализации права муниципальной собственности

Отечественное гражданское законодательство содержит следующее положение в отношении собственности местных сообществ: имущество, которое входит в состав собственности городского поселения сельского поселения, иных муниципалитетов, составляет муниципальную собственность. Названное определение фактически не содержат указаний на субъект и объект муниципальной собственности, точнее, в качестве субъекта муниципальной собственности законодательством называется сам муниципалитет.

Итак, юридически собственность муниципалитета – это собственность, принадлежащая всему населению муниципалитета. При этом очевидно, что население в повседневной жизни не способно реализовывать права муниципальной собственности, такое полномочие вверено населением муниципалитета органам публичного управления местного уровня. Так, органы публичного управления местного уровня на основании конституционных и законодательных положений, а также актов местного нормотворчества посредством реализации права муниципальной собственности должны обеспечивать решение вопросов местного значения. При этом региональным законодательством нередко предусматриваются конкретные процедуры для одобрения и контроля вопросов реализации права муниципальной собственности непосредственно населением.

Органы публичного управления местного уровня, а также должностные лица публичного управления местного уровня наделены следующими полномочиями в области реализации права собственности муниципалитета:

  • полномочие по принятию решения о составе имущества, образующего муниципальную собственность, и процедуре приобретения и отчуждения имущества, образующего муниципальную собственность;
  • полномочие по ведению реестра, в котором содержатся сведения о составе и характеристиках имущества, составляющего муниципальную собственность;
  • полномочие по обеспечению сохранности документов, которые подтверждают право муниципальной собственности в отношении созданного, реорганизованного или ликвидированного унитарного предприятия или учреждения муниципального уровня;
  • контрольные полномочия в отношении эффективности реализации права муниципальной собственности и др.

Другими словами, процедура реализации имущества, образующего муниципальную собственность, составляет исключительное полномочие органов публичного управления местного уровня. Так, например, процедура приватизации имущества, составляющего муниципальную собственность, определяется либо непосредственно населением муниципалитета, либо органом публичного управления представительного характера, а доходы, поступившие по итогам приватизации, направляются в бюджет муниципалитета.

Непосредственно реализуя конкретные полномочия собственника, органы публичного управления местного уровня владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, составляющим муниципальную собственность, действуя от имени муниципалитета. Реализация права собственности органами публичного управления местного уровня нечасто реализуется посредством использования гражданско-правовых институтов, наиболее распространены специальные формы реализации права муниципальной собственности, в том числе особые контрольные мероприятия в отношении эффективности управленческих решений по реализации права муниципальной собственностью.

Организация функционирования муниципального хозяйства является одним из важнейших направлений реализации права муниципальной собственности. Муниципальное хозяйство – это система учреждений и предприятий, которые составляют объект муниципальной собственности и на территории муниципалитета решают задачи осуществлении хозяйственной деятельности.