Структура философского знания

ТЕМА 1.2. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Вопросы для изучения:

1. Структура философского знания.

2. Функции философии в культурной жизни общества.

3. Основные направления философии.

Методические указания к изучению темы

1. Структура философского знания:Онтология (ontos – бытие, logos – учение) – учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

Гносеология (gnosis – знание, logos – учение) – теория познания, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Аксиология–теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, и с социальными, культурными факторами, структурой личности.

Ценности указывают на значение явлений действительности для человека и общества. Всё в мире может оцениваться в категориях добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого.

Философская антропология (antropos – человек, logos – учение) – учение о человеке, целостное представление человека о себе самом, поиск им своей сущности, своего места в мире. Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика – это практическая философия, она разъясняет, как человек может стать добродетельным и счастливым.Эстетика – учение о прекрасном, о его проявлениях и формах в природе и в искусстве. Эстетика вырабатывает критерии эстетической оценки и программы художественной деятельности.

Логика – учение о разуме, о мышлении, о правильных, последовательных, упорядоченных рассуждениях, о формальных условиях истинности знания, о понятиях, суждениях и умозаключениях, о методах аргументации и доказательства.

Социальная философия– учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как социальном существе, осуществляющем себя в общении с другими. Основная задача социального знания – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений с целью прогнозирования будущего.

Философия истории– учение о смысле, законах, этапах всемирной истории, о судьбе человечества как единого целого; исследование историчности человеческого бытия.

Философия науки– учение об особенностях, сущности, значении научного знания, о его основаниях и предпосылках, принципах и методах, формах и целях; о месте науки в обществе и её влиянии на жизнь человека.

Философия религии– учение о сущности религии, её происхождении и формах, о Боге, о священном, о значении религии для человека и общества.

Философия языка– раздел философии, изучающий зависимость познавательного процесса от языка.

Философия культуры – раздел философии, исследующий специфику становления культуры, ее сущность и значение, особенности и закономерности функционирования культуры.Философия права – учение о наиболее общих теоретико-мировоззренческих основах правоведения и государствоведения.История философииизучает изменение философских идей в процессе исторического развития общества и познания.

Функции философии в культурной жизни общества.

1. Мировоззренческая:философия способствует формированию у личности целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром

2. Методологическая: философия вырабатывает основные методы познания.

3. Гносеологическая: философия формирует истинное знание об окружающей действительности.

4. Критическая: философия подвергает сомнению факты и существующее знание, вскрывает их внутреннюю противоречивость; благодаря этому расширяются границы познания, разрушаются догмы, достигается новое знание.

5. Аксиологическая: в философии формулируются критерииоценки явлений с точки зрения их важности и значимости для человека, общества и культуры.

6. Воспитательно-гуманитарная: философия формирует гуманистические ценности и идеалы, способствующие укреплению морали, помогает человеку обрести смысл жизни.

7. Прогностическая: на основании знаний о реальном положении вещей и базовых закономерностей развития природы и общества философия может выявлять возможные тенденции развития мира. Ключевые идеи философов порой намного опережают свое время. Это оказывается особенно нужным в ситуации методологического и мировоззренческого кризиса наук.

8. Синтетическая: философия устанавливает взаимосвязи между сферами духовного творчества человека.

3. Основные направления философии выделяются по способу решения вопроса о соотношении мышления и бытия. Эта проблема рассматривается в двух аспектах: онтологическом (вопрос о природе первоначала мира) и гносеологическом (вопрос о познаваемости мира).

В онтологическом плане можно выделить следующие направления философии:

1. Идеализм – философское направление, признающее первичным сознание (идею, дух). Две формы идеализма:

– Объективный идеализм: первооснова мира – объективное, внеличностное сознание (абсолютный дух, мировой разум).

– Субъективный идеализм: первооснова мира – сознание человека; отрицание какой-либо реальности вне его сознания.

2. Материализм– направление в философии, признающее материю первоначалом мира.

3. Дуализм – философское направление, признающее существование двух независимых субстанций – материальной и духовной.

На гносеологическом уровне можно выделить следующие философские направления:

1. Гносеологический оптимизм: мир может быть познан, а возможности познания – не ограничены.

2. Агностицизм – направление в философии, считающее, что мир не познаваем и познавательные возможности человеческого разума ограничены.

Темы контрольных работ

1.Структура философского знания.

2. Функции философии в культуре.

3. Этическая проблематика философии и ее связь с жизнью отдельного человека и общества в целом.

4. Проблемы нравственности в русской литературе (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский).

5. Теории возникновения морали.

6. Эстетические ценности и их роль в формировании личности.

7. Онтология: основные проблемы.

8. Материализм и идеализм.

9. Гносеология: основные проблемы.

10. Аксиология как учение о ценностях.

11. Калокагатия как эстетический идеал эпохи античности.

12. Эстетика: основные проблемы.

13. Этика: основные проблемы.

14. Этика гедонизма.

15. Аскетизм как этическое учение.

16. Утилитаризм как этическое учение.

17. Солипсизм и его особенности.

18. Исторические формы диалектики.

19. Исторические формы метафизики.

20. Материализм и его основные формы.

21. Объективный и субъективный идеализм.

22. Методологическая функция философии.

23. Мировоззренческая функция философии.

24. Эстетические представления в эпоху средневековья.

25. Теория разумного эгоизма.

26. Профессиональная этика: происхождение и сущность.

27. Корпоративная этика, ее сущность.

Тесты

1. Исследование познавательных, эстетических, религиозных и других ценностей осуществляет _______ функция философии.

2. Познание – это отражение объективной реальности в сознании человека, это субъективный образ объективного мира, – утверждает

3. Какие из перечисленных категорий являются этическими?

4. Какие из перечисленных категорий являются эстетическими?

а) трагическое и комическое

б) возвышенное и низменное

в) материальное и идеальное

г) реальное и фантастическое

5. Укажите соответствие между элементами групп:

а) учение о бытии

б) учение о познании

в) учение о будущем

г) учение о ценностях

д) учение о мышлении

6. Путь познания от общего к частному называется…

7. Какие из перечисленных функций свойственны морали?

8. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания, называется …

9. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем – это…

10. Учением об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира выступает …

11. Признание возможности достижения истины утверждает

а) гносеологический оптимизм

12. Выберите из списка названия разделов философского знания:

13. Какой раздел философии изучает нравственность человека и общества?

г) социальная философия

14. Выберите правильное определение понятия «эстетика»:

а) учение об искусстве

б) учение о канонах прекрасного

в) учение о категориях культуры

г) учение о ценностях, свойственных определенной культуре

15. Субъектом познания является

а) человек и общество

16. Как называется раздел философии, в котором природа объясняется либо непосредственно, либо с помощью основных знаний из области естественных наук

17. Как называется философское учение о человеке?

18. Какие элементы включает в себя чувственное познание?

19. Чему из перечисленного присуща познавательная функция?

20. Установите соответствие между следующими понятиями:

2) познавательный оптимизм

а) отрицание возможности познания мира

б) признание возможности познания мира

в) сомнение в достоверности нашего знания

21. Направление в философии, рассматривающее любые образования сознания как обусловленные реальными формами жизнедеятельности людей – это …

а) диалектический материализм

б) субъективный идеализм

в) объективный идеализм

г) метафизический материализм

22. Нравственный принцип, заключающийся в готовности жертвовать для блага других личными интересами, в бескорыстном служении людям:

23. Какие из перечисленных принципов классификации ценностей возможны?

а) ценности-цели и ценности-средства

б) абсолютные и относительные ценности

в) материальные и духовные ценности

г) все ответы – верны

24. Учение о наиболее общих принципах развития природы, общества, мышления – это …

25. Отрицает существующие ценности …

26. Какие законы относятся к законам диалектики?

а) единства и борьбы противоположности

б) отрицания отрицания

в) соответствия базиса и надстройки

г) тождества мышления и бытия

27. Какие из перечисленных функций выполняет философия?

28. Какие проблемы относятся к этическим?

а) проблема бессознательного

б) проблема смысла жизни

в) проблема свободы

г) проблема структуры психики

29. Какие проблемы относятся к онтологическим?

а) проблема субстанции

б) проблема движения

в) проблема свободы воли

г) проблема метода

30. Немецкий философ, автор категорического императива («поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»), это …

Философия: конспект лекций

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество
Читайте также  Арабская система счисления

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 4. Структура философского знания

Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии — учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую — учение о человеческой деятельности; поэтическую — учение о творчестве. Этика и политика у Аристотеля образуют философию о человеческом. У стоиков философия включала логику, физику (учение о природе) и этику. Учение И бн Сины (Авиценны) состоит из физики, логики и метафизики. По мнению Ф. Бэкона, имеются три основных предмета философии — Бог, природа и человек. Соответственно этому философия подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Ф. Бэкон высказал мысль о взаимном невмешательстве религии и философии. Естественную философию он поделил на физику, которая изучает все многообразие объектов природы, и метафизику, выявляющую причину всего сущего, нечто общее и неизменное для вещей.

Т. Гоббс выделял философию природы и философию государства. Философия природы (естественная философия) разделялась в свою очередь на логику, изучавшую основные вопросы методологии познания; «первую философию», трактовавшую наиболее общие понятия бытия; и физику, рассматривавшую законы движения и конкретные явления природы. В состав философии государства (гражданской философии) входят этика и политика. И. Кант писал о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души» — познавательной, практической и эстетической. Соответственно И. Кант философию понимал как учение о единстве истины, добра и красоты, преодолевая просветительскую (позже — позитивистскую) узкорационалистическую трактовку философии. Г. Гегель также выделял три части философского знания: логику, философию природы и философию духа.

В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

1) учение о бытии — онтологию;

2) учение о деятельности — праксеологию;

3) теорию познания — гносеологию;

4) теорию ценностей — аксиологию;

5) учение о человеке — философскую антропологию;

6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества — социальную философию (социологию).

В качестве ядра философии в отечественной литературе нередко называли теорию диалектики. Учение о способах познания философии — методология, а учение о путях творчества и их обосновании — эвристика. Отдельными областями философии являются философия науки и техники, религии, языка, логика (наука о законах мышления), философия искусства (эстетика), философия нравственности (этика), философия культуры, история философии.

Философия не ограничивается научно-понятийным постижением мира и человека, а стремится к возвышенному (чувству), к постижению бытия человека в мире (к практике, к достижению добра).

В целом философия изучает отношение «человек — мир», рассматриваемое под углом зрения природы и сущности мира и человека, места человека в мире, отношения к нему, возможностей познания, оценки и преобразования мира и совершенствования самого человека, общей структуры мира и состояния, в котором он находится.

Структура философского знания

Прежде чем рассматривать вопрос о структуре философского знания, необходимо ввести некоторые понятия — это объект и субъект. В философии субъект — одно из фундаментальных понятий и означает источник активности, деятельности, познания. Субъект — это тот, кто действует, направляет на что то своё внимание. И поскольку источником активности выступает обычно человек, то его по преимуществу и именуют субъектом. Объект — это то, на что воздействует субъект, это пассивная сторона отношений. Объектом воздействия или познания, наблюдения может быть любой фрагмент мира: природа, другие люди, собственные мысли. Объект и субъект — это понятие соотносительные.

Существуют ещё два понятия — это объективное и субъективное.

Объективным называют всё, что не зависит от нашего сознания и воли, то есть от внутреннего мира.

Субъективное — это прямая противоположность объективному, это обозначение нашего внутреннего мира желаний, мыслей, чувств — всего того, что мы непосредственно переживаем.

В реальной жизни объективное и субъективное постоянно переходят друг в друга. Главным объектом внимания науки выступает объективный мир, то есть конкретные науки исследуют либо окружающий мир независимо от человека, либо человека независимо от мира. Предметом же Философии является человек в его отношении к миру, то есть какие существуют связи и взаимодействия между человеком и окружающим миром. Мир, который исследует философия — это и окружающий космос, земная природа, сфера человеческой коммуникации, то есть всё многообразие действительности, с которой человек соприкасается, все, что служит объектом для воздействия человека и активно влияет на нас.

Возможностей соотношения с миром у человека очень много, и поэтому в структуре философского знания можно выделить целый ряд разделов.

1. Онтология — это теория бытия, то есть это учение о сущем, о бытии и его формах. Для обозначения источника существования, то есть того начала, которое даёт любой вещи возможность быть, наличествовать и возникло понятие бытия. Таким образом онтологические проблемы — это проблемы объективного бытия действительности, той основы, которая и составляет повседневную реальность.

Для Древней Греции поиск бытия — это поиск первовещества, из которого как бы сделаны все вещи. Для средних веков бытиё приравнивалось к Богу, потому что именно Бог по религиозным представлениям всё творит и во всё вдыхает жизнь. Начиная с 16 — 17 веков проблема бытия рассматривается как проблема материи, с такими её проявлениями как пространство, время, причинность. В 20 веке возникает идея о том, что мировое бытиё может быть понято только через бытиё человека и поэтому бессмысленно искать его в сфере чистой науки. Понятие бытия можно прояснить только через человека, где объективное и субъективное неразрывно связаны.

2. Гносеология — это теория познания, это то, как человек, в каких формах, какими методами и с помощью каких средств познаёт мир. Уже у античных авторов мы находим рассуждения о том, каким образом человек получает знания о мире, правдивы они или ложны и можно ли вообще познать истину. К разделу гносеологии относят анализ таких познавательных процессов, которые приводят к знанию, соответствуют реальности, являются истиной.

Гносеология включает рассмотрение следующих проблем:

— взаимоотношение объекта и субъекта познания;

— отношение знания к действительности;

— возможности познавательного процесса;

— условия и критерии истинности и достоверности знаний.

Центральной проблемой гносеологии является понятие истины, концепция истины. Иногда даже подчёркивают, что философия представляет собой именно процесс поиска истины.

3. Теория сознания — относится в разных философских школах либо к онтологии, либо к гносеологии, потому что с одной стороны материя и сознание две противоположные реальности, с другой стороны центральной проблемой теории сознания является человек как познающий субъект. Теория сознания появляется позднее чем гносеология, она рассматривает сознание как особую действительность, обладающую иными законами, чем природная реальность. Тема сознания как особой сферы бытия в первые была затронута в знаменитом произведении раннехристианского философа Августина Аврелия (Августина Блаженного) «Исповедь». Но особенно подробная тема сознания начинает развиваться в конце 19 начале 20века, когда возникает новый раздел философского знания феноменология, который ставит задачу изучать внутреннюю природу сознания то, что делает его отличным от внешнего мира. Феноменология — это способ философского исследования сознания и познания, который призван раскрыть их сущность без каких -либо предвзятых мнений, затемняющих и искажающих природу сознания. Суть феноменологии в том, что она исключает из содержания сознание, то есть как бы вносит за скобки всё то, что не относится к его сущности : предметы и вещи, традиции, случайные и не прояснённые аспекты сознания, догматические допущения. Сторонники этого направления считают, что предметом философии являются лишь явления (феномены сознания), то есть субъективный мир как единственно и непосредственно данный человеку. Феномены не познаются, а лишь описываются и переживаются. Философия должна отказаться от попыток делать свои выводы, опираясь на данные опытных наук, а её методом должно быть чистое описание феноменов. Мышление человека должно быть направленно на самого себя и описывать уже накопленные знания об окружающем мире.

4. Аксиология — это теория ценностей — философское учение об основных принципах, определяющих деятельность человека, мотивы человеческого поведения и конкретных поступков. Ценности как определённые требования, вырабатываемые культурой служат регуляторами общественной жизни людей и их поведения, то есть имеют нормативный характер. Можно выделить ценности материальные и духовные, групповые и общечеловеческие, вечные и сиюминутные. Природа ценностей изучалась давно, но само понятие вошло в научный оборот в 18 — 19 веках, когда произошло разделение сферы бытия и сферы блага. Сам же термин был введён в начале 20 века. Основу аксиологической проблематики составляет категории Добра и Зла и связанные с ними понятие блага, справедливости и т. д.

5. Экзистенциальные проблемы — в этом разделе речь идёт о проблемах нашего повседневного существования, обыденной жизни. Это проблемы человеческого понимания и непонимания, человеческой судьбы и свободы, надежды и ответственности. Это направление оказывает самое большое влияние на массовое сознание.

Ключевыми понятиями экзистенциальной философии выступают три:

Вокруг этих понятий группируются основные идеи философии существования и основные темы духовного мира человека и судьбы личности современном мире. Первое характеризует пребывание человека среди других людей, когда он выступает как один из многих. Второе выражает глубинную сущность существования, неповторимость, уникальность человека и его судьбы. Если существование представляет человека таки каков он есть, то экзистенция указывает на заключающиеся в нём возможности. Третье — это внеличностная реальность, это реальность, не зависящая от существования человека. Эта среда человеческого существования, мир его забот.

6. Антропология — это наука о месте человека в мире, которая стремится установить особые качества человека, отличающие его от животных, и выяснить родовую сущность человека. Суть философской антропологии заключается в раскрытии основ человеческого бытия, человеческой индивидуальности и творческих возможностей человека. Философская антропология пытается объяснить как собственную природу человека из него и через него самого, так и смысл, и значение окружающего мира. В широком смысле это философское учение о природе, сущности и предназначении человека, объединяющее целый ряд антропологических школ и течений. Это тип философствования, исходящий в своей концепции из человека и его бытийственных характеристик.

Читайте также  Реки и озера

7. Философская теория культуры — слово культура предполагает два смысла. Первый оценочный, когда культура понимается как система личностных свойств то есть система общезначимых принципов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения и поступков человека. Более широкий смысл — это философский смысл, которым пользуются также культурологи, этнографы и другие учёные — культура — это человеческий способ действия, всё то, что появилось благодаря деятельности человека. Таким образом философия культуры — это особый раздел мировой философии, исследующий культуру как целостную определённость, и её типологические особенности и закономерности развития. Кроме проблем этнических культур, то есть культур разных народов, философия культура занимается также вопросами элитарной и массовой культуры, культурным наследованием, культурной самобытностью и т.д..

8.Методология и философия науки — если гносеология решает проблемы можно ли познать окружающий мир, то методология непосредственно решает задачи каковы должны быть способы познания, чтобы познание было адекватным, то есть знания, полученные в процессе познания, являлись истинными. Методология формулирует принципы, способы, методы и формы познания. Философия науки является продолжение традиционной методологической проблематики, но ареал её интересов шире.

Она рассматривает место и роль науки и ученых в современном мире. Хотя наука — это не такое уж давнее явление в жизни людей, поскольку как важный социальный она возникает только в 17 веке, но с тех пор ее значение в жизни общества постоянно возрастает. Вопросы, рассматриваемые философией науки таковы:

— коммуникационные отношения между учеными;

— интеграция и дифференцирование различных отраслей научного знания;

— современные научные модели мира;

— соотношение естественнонаучного и гуманитарного знания;

— философские проблемы физики, химии и так далее.

9. Социальная философия и философия истории — социальная философия, близкая к теоретической социологии, рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение, существующее между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме. Философия истории изучает проблемы движущих сил истории, ее источника, целей, начала и конца.. Особой проблемой здесь выступает вопрос о соотношении субъективного и объективного в историческом процессе, о соотношении исторической свободы и необходимости, а также вопрос о том, носят ли законы общественного развития объективный характер или представляют собой хаотическое случайное нагромождение исторических событий и фактов.

10. Философия религии — сама религия не теоретична. Это вид мировоззрения, предполагающий Бога или богов как создателей и устроителей действительности. Для религии обязательно характерен культ, то есть практические действия для установления контакта с высшими силами реальности. Однако религия не сводится только к культу и обрядности, она имеет идейную собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой ведутся философские дебаты. Кроме религиозной философии (христианской, мусульманской, буддистской) существует также эзотерическая философия.

11. Этика — это философская наука о нравственности, которая изучает нравственные критерии развития личности и то, как соотносятся реальные человеческие поступки с этическими нормами и представлениями о должном. Это теория нравственности.

12. Эстетика — это теория прекрасного, наука о сущности и формах творчества по законам красоты.

Специфика и структура философского знания

Все статьи сайта → ФилософияСпецифика и структура философского знания

История систематизации философского знания

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Обособленно от физики возникает онтология, а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И. Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения. Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

— логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

— философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, религии и непосредственно философии).

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные разделы философии.

Схема «Структура философского знания»

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является мораль. Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;

предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

— философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;

— рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

Видеоматериалы по теме:

Структура философского знания

Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные части, различающиеся тематикой. Основными разделами философского знания являются:

философская онтология или учение о бытии рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией? Онтология стремится создать определённую картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность.

Читайте также  Специфика человеческого бытия

Видимый и ощущаемый нами мир непостоянен, подвижен, изменчив. Что же в нем является устойчивым, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

Онтология создает философскую картину мира, используя данные науки. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука.

Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относительно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу? Философия вправе сделать предположение: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из проявлений силы ещё более универсальной – силы всеобщего притяжения или взаимной любви? Тогда действием этой силы можно объяснить и притяжение положительного и отрицательного, и взаимную симпатию, и половую любовь, и другие подобные явления. Метафизический подход весьма характерен для философии.

Гносеология, или философское учение о познании, — отвечает на вопросы: познаваем ли мир и, если да, то насколько? Как человек познает его? Каковы ступени познания? Что такое истина? Какова роль практики в познании?

Философская антропология, или философское учение о человеке.

Социальная философия, изучающая наиболее общие характеристики общественной жизни.

Философия истории изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории. Куда идет история и почему она вообще осуществима? – таков главный вопрос философии истории.

Этика – учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории – добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и о пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе.

Эстетика – учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики – прекрасное и безобразное.

История философии рассматривает историческое развитие философии. Она является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.

Значение философии раскрывают её функции.

Познавательная – во-первых, окружающий мир порознь изучают сотни наук. Философия органично соединяет полученные ими знания, «рисуя» универсальную обобщенную теоретическую картину мира; во-вторых, философия раскрывает источники, формы и методы научного познания.

Культурно-воспитательная – во-первых, сама философия – это явление общественной культуры. Следовательно , изучая её, люди приобщаются к культуре; во-вторых, изучение философии воспитывает такой ключевой элемент человеческой культуры, как разумное мышление.

Методологическая философия разрабатывает универсальные общие методологические и мыслительные инструменты для всех конкретных наук. Метод самой философии – это метод теоретического мышления на основе использования достижений всех наук и культуры в целом, на основе практического опыта всего человечества.

Мировоззренческая – изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека повседневные житейские взгляды в продуманное и обоснованное мировоззрение.

Описание структуры философского знания и его функций

  • Какие основные проблемы рассматривает философия
  • Основные разделы современной философии
    • Онтология и гносеология
    • Логика
    • Аксиология и праксиология
    • Антропология

Современная философия охватывает период с XIX по XX вв. и включает десятки течений. В центре философского знания становится концепция «человек-мир». В XX веке на смену устаревшей картины мира приходит новая система, разделившая все сущее на 3 уровня бытия. При этом первоначалом поставлен человек:

  • макромир, включающий объекты, сопоставимые по своим размерам с человеком;
  • мегамир, включающий объекты несоизмеримо больше человека;
  • микромир, включающие объекты несопоставимо меньше человека.

Структура философского знания осмысляет современные глобальные процессы, вопросы медицины, естествознания, технического прогресса, цивилизации и другие. Человек рассматривается как индивидуальная личность с присущими ему ценностями и этическими идеалами. Изучаются его профессиональные, моральные и духовные качества, роль и влияние человека на социум и окружающий мир.

Среди наиболее существенных особенностей современного знания можно выделить:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • практицизм — изучение реальной жизни;
  • позитивизм — стремление к научному познанию мира;
  • эволюционизм — популяризация идеи эволюционного развития природы и человека;
  • релятивизм — идея относительности всего сущего, например, человеческого знания;
  • сциентизм — тесная взаимосвязь с точными и естественными науками;
  • рационализм и иррационализм — обострившаяся борьба этих направлений;
  • материализм — первичность материального и вторичность духовного идеала.

Какие основные проблемы рассматривает философия

Современное философское знание характеризуется многообразием школ и течений, которые существуют в формате постоянного диалога. В отличие от предшествующих эпох, философская мысль не стремится к определенной идеологии или созданию единого взгляда на мир. В современной картине мира человек волен выбирать свое мировоззрение, так же как и различные философские течения могут вступать в спор и влиять друг на друга. Отказавшись от вечного поиска абсолютной истины и теории идеализма, философия борется против упрощения и признает многообразие мнений и направлений.

Вызовы мира осмысляются с различных точек зрения, философы взаимными усилиями стараются докопаться до истины и подлинного смысла. Таким образом формируются новые проблемы и актуальные вопросы:

  1. Необходимость в новых областях философствования. Социально-экономические, научные и нравственные потребности и запросы общества стимулируют разработку новых сфер и проблем философствования. Таких, как философия культуры, техники, экофилософия, глобальное моделирование т. д.
  2. Экзистенциализм. В центр философской мысли ставится вопрос о предназначении человека, особенности его психики и бессознательного в ней. Большое значение уделяется духовной активности и выдержке личности, поведению в кризисных ситуациях и т. д. Течение изучает человеческое бытие.
  3. Философия языка. Возникновение языка и изучение его природы — одна из основных проблем современной философии. Ученые пытаются ответить на вопросы о том, как появился язык, как возникают определения слов и что их делает понятными для человека. Из этого вытекает проблема философии коммуникации и взаимосвязи языка с мышлением.
  4. Сознание. В центре дискуссии вопрос о том, где заканчивается сознание и начинается внешний мир. Одни считают, что граница проходит по контуру человеческого тела. Другие ученые полагают, что сознание существует вне нашей головы, и мы познаем его из внешнего мира.
  5. Человек и техника. Рассматривает человека во взаимосвязи с техникой, изучает специфику их взаимовлияния и предполагаемые последствия. Актуальным становится вопрос о зависимости человека от продуктов научно-технического прогресса, без которых сложно представить какую-либо сферу общественной жизни последних столетий.

Основные разделы современной философии

К главным интересам современного знания относятся структурные направления философии:

  • онтология;
  • гносеология;
  • логика;
  • аксиология;
  • праксиология;
  • антропология.

Онтология и гносеология

Онтология — это наука о бытие и мире, которая является основополагающим вопросом философии со времен античной мысли.

В различные периоды определение и восприятие онтологии менялось под влиянием актуальных проблем и особенностей эпохи. В XIX веке характерно резкое падение интереса, но в конце XIX — начале XX вв. внимание снова возросло.

Основоположником критической онтологии был немецкий философ Николай Гартман, который разделял реальный мир на мертвый, живой, психический и духовный слои. Его теория о слоях используется в психологии, антропологии, философии истории в качестве методологического инструмента.

Другим важным исследователем, переосмыслившим проблему бытия, является Мартин Хайдеггер. Его центральной темой была онтология, которая, по его мнению, определяла смысл бытия. Хайдеггер считал, что перед тем, как приступить к изучению смысла бытия, необходимо изучить и понять самого человека.

Гносеология — направление в философии, в котором исследуются проблемы познания и методы познавательного процесса.

Проблема обрела особую актуальность в философской мысли Нового времени, когда разные школы по-своему определяли систему познавательного механизма. В современном философском знании гносеология также остается одной из основных исследовательских тем. Существенный переворот, произошедший в становлении современной гносеологии выражается в отказе от абсолютной истины. На смену ей появляется относительное знание, которое может меняться под влиянием времени, достижений прогресса и т. д.

Логика

Логика в философии представляет собой науку о законах правильного мышления и приемах повседневной познавательной деятельности.

В XIX-XX вв. логика была результатом взаимодействия философии и математики, но в середине XX в. область влияние расширилась. Стали появляться такие дисциплины, как:

  • логический позитивизм, основанный на том, что для познания мира необходимо наблюдать за ним, чтобы найти доказательства и решения, опирающиеся на разум;
  • логический атомизм, описывающий реальность как совокупность логических атомов, из которых состоит все сущее;
  • модальная логика, рассматривающая понятия необходимости, случайности, возможности и т. д.

Аксиология и праксиология

Аксиология — это течение философии, исследующее ценности человека, их значение и место в духовной, индивидуальной и социальной сферах жизни. Начиная с античной философии, мыслители пытаются определить происхождение ценности и то, почему она воспринимается человеком как нечто значительное.

Содержание ценностей формируется, исходя из личных качеств и интересов человека, из влияния общества и его собственного индивидуального опыта. С наступлением новой эпохи происходит переосмысление существующих ценностей, которые часто становятся неактуальными. Нередко ценность приобретают устаревшие нормы и категории, в которых общество снова начинает испытывать потребность. Задача ученых проследить этот процесс, понять, какие ценности важны для определенного периода общественного развития и почему именно они.

Праксиология — учение о человеческой деятельности, социальных системах и обществе.

Сущность понятия состоит в исследовании различных трудовых навыков и умений, анализе форм организации труда, взаимодействии индивидов и его поведения в производственном процессе. Человеческая деятельность и общественные отношения рассматриваются для установления их эффективности.

Антропология

Антропология — это философская наука о природе и сущности человека.

Изучение человека во всем многообразие бытия — одна из сложнейших функций философии, которая в современной структуре обрела особую значимость. В эпоху глобальных процессов человек постоянно находится в поиске своего места и предназначения. Масштаб влияния окружающей среды на личность настолько широк, что индивид часто теряет веру в себя и свою уникальность, порождая все новые и новые вопросы о смысле бытия. Современное философское знание изучает этот вопрос со всех сторон, предлагая многочисленные теории о человеческой природе и его взаимодействии с миром и обществом.